tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
tverdyi_znak
tverdyi_znak

Ворованное надо отдавать. Рязанский кремль пора вернуть верующим


Архиерейский Дом

Скандал вокруг рязанского кремля не утихает. Вот уже затеяли пикет - аж 10 клоунов собралось с плакатиками. Впрочем, заявили, что все 40... Катили бочку на рязанскую епархию, которая якобы хочет "уничтожения музея в кремле"…
Но что же на самом деле с рязанским Кремлем?

На самом деле там нет ни одного здания, которое бы не являлось церковной собственностью. В Кремле находятся: Успенский и Христорождественский кафедральные соборы с соборной колокольней. Архангельский собор, комплекс зданий архиерейского двора, комплекс Спасского мужского монастыря. Свято-Духов храм и дом причта. И больше в Кремле ничего нет.

В архиерейский двор входили - архиерейским дом, здание, которое совершенно неправильно называют «дворцом Олега» (князь Олег в нем жить не мог, поскольку оно построено триста лет спустя после его смерти, он умер в 1402 году!). Консисторский корпус (здание собственно административного управления епархией). Певческий корпус и подсобные постройки.

От «кремлевских», то есть крепостных сооружений, сохранился только фрагмент крепостного вала и ров с западной стороны (в XVIII веке кремлевские стены и башни, пришедшие в ветхость, были разобраны). Таким образом, основные оборонительные сооружения до наших дней не сохранились, так же, как не сохранилась «княжеская резиденция», о которой постоянно напоминает рязанцам дирекция музея.

Сохранился ансамбль построек не "средневекового русского города", как хотят всех уверить сотрудники музея-заповедника, а «Рязанского Архиерейского дома». Так именуется этот ансамбль во всех официальных документах дореволюционного периода, сохранившихся в Государственном архиве Рязанской области (ГАРО. Ф. 627. Духовная консистория).

Что же входит в этот ансамбль? Приведем слова из работы исследователя построек Рязанского кремля. Итак, после присоединения в 1521 году Рязанского княжества к Московскому, как пишет архитектор И.В.Ильенко, несколько десятилетий возглавлявшая реставрационные работы в Рязанском кремле, на территории бывшей княжеской резиденции «широко развернулось каменное строительствоXVI, а не в XVII веке, как указано в листовке РИАМЗ - прим.). Ставленник Москвы епископ Иона II (на Рязанской кафедре с 1522 года) строит первые каменные палаты для жилья, каменную церковь Иоанна Предтечи, поварни житницы, погреба и другие подсобные помещения (ТРУАК, 1898 г. (т.ХIII, вып. 1.С. 124-125; Львовская летопись,т.4 издание А.И. Цепкова. Рязань 1999 г. с.521. Текст напечатан по изданию ПСРЛ, т.20,ч.1,СПб., 1910 г.; Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иерониемом, с примечаниями И. Добролюбова. Рязань 1889 г. § 108; § 128, с.46).
В своем исследовании об архиерейском доме С.Д. Яхонтов пишет «1568 год. Это первое упоминание об архиерейской усадьбе, когда архиепископ Иона был переведен с посада в собор Успения» (Ф. 2798, оп.1, д. 18). Подтверждение этому мы находим в Писцовых книгах Рязанского края за 1567-1568 гг.: «В городе Переяславле двор владычн... во дворе церковь каменная Ус... течи, поставил Владыка Иона, две полат... ними подклеть» (Писцовые книги, изданные Рязанской губернской ученой архивной комиссией). Остатки белокаменного подвала палаты Ионы были обнаружены раскопками в 1961 году в центре бывшего Архиерейского двора. Сохранилась и часть другой постройки Ионы - подклет церкви Иоанна Предтечи» (Рязанский кремль. Автор-составитель И. Ильенко. М., 1967. С. 1-2). Далее И.В. Ильенко отмечает, что в «XVI и особенно в XVII веках строительство в кремле достигло наибольшего расцвета» (Там же. С. 2). Не секрет, что эти работы велись по заказу рязанских владык на средства Архиерейского дома и православных прихожан, благотворителей, желающих пожертвовать на Дом Божий (а не для того, чтобы Архиерейский Дом превратился в музей).

«В 1647 году в кремле был пожар, во время которого сгорели все деревянные постройки, а каменные сильно пострадали. Обгорела церковь Иоанна Предтечи XVI века и палата Ионы. Церковь Иоанна Предтечи разобрали, и на ее месте в 1653-1655 годах построили новые одноэтажные Архиерейские палаты, сохранив в этой постройке белокаменный подклет церкви XVI века. Новую же церковь Иоанна Предтечи поставили над Архиерейскими палатами на втором этаже. С восточной стороны, под покоями архиерея был построен цокольный этаж. Сейчас этот этаж частично откопан и перед ним устроен большой приямок с лестницей» (Там же)

Строил палаты московский архитектор Ю.К. Яршов по заказу священномученика Мисаила Рязанского. В 1658 году при митрополите Илларионе над палатами надстроили второй этаж. В 1692 году костромской мастер Г.Л. Мазухин по заказу митрополита Рязанского и Муромского Авраамия построил третий этаж Архиерейских палат. И, наконец, при владыке Симоне (Лагове) в 1778-1780 гт. была пристроена восточная часть здания (РЕВ № 4, 1901 г. с. 111).

Таким образом, мы видим, что с XVI века Рязанский кремль стал местом пребывания рязанских архиереев; при этом Архиерейский двор со всех сторон был окружен монастырями: Святого Духа (XV век), Спасо-Преображенским (XV век) и Казанским Явленским девичьим монастырем (XVI век. После перенесения в XVIII в. обители в Нижний посад на этом месте впоследствии был архиерейский сад). Кроме Архиерейского двора с домом владык и различными службами (в том числе и хозяйственными), православных монастырей на данной территории были воздвигнуты 3 храма: Успенский (ныне Христорождественский) теплый кафедральный собор, Успенский летний кафедральный собор, Архангельский собор - усыпальница рязанских архипастырей, соборная колокольня. Все эти постройки (кроме колокольни; ее строительство началось в 1789 и завершилось в 1840 году) отражены на «Плане дома Его Преосвященства ...» 1786 года (Ф.-627, оп. 167, д. 68, св. 2155).

Архиерейский дом, вопреки утверждениям безграмотных работников музея, всегда функционировал именно как монастырь, со своим штатом монашествующих и послушников. В Рязанском Архиерейском доме находился храм Рождества Святого Иоанна Предтечи. Все вышеперечисленные здания никогда не были «гражданскими», как их очень любят сейчас называть. Все они были сферой церковной жизни, конкретно - епархиальным духовным центром и епархиальным управлением. Рязанская епархия никому никогда не передавала эти здания в собственность - не продавала их и не уступала их безвозмездно. Они были незаконно захвачены у Рязанской епархии теми, кто «по революционному праву» уничтожал православные основы жизни русского народа.

В фонде Рязанской духовной консистории Государственного архива Рязанской области (ГАРО), имеется дело за 1847 г. о расширении и ремонте церквей, находящихся в Архиерейском доме (во имя св. Крестителя Господня Иоанна и св. первомученика и архидиакона Стефана). Московский архитектор, много лет трудившаяся на объектах Рязанского Кремля, И.В. Ильенко в своей брошюре «Рязанский Кремль», изданной в 1967 г., писала: «...Церковь Иоанна Предтечи разобрали и на ее месте в 1653-1655 гг. построили новые одноэтажные архиерейские палаты, сохранив в этой постройке подклет церкви XVI в. Новую же церковь Иоанна Предтечи поставили над архиерейскими палатами на втором этаже» (И.В. Ильенко. «Рязанский Кремль» буклет, М. 1967 г., с.2). (См. также первоисточники: ГАРО, ф-627, оп. 108, д.55, л. 12, 1847 г.; а также «Рязанские Епархиальные Ведомости» №5,1866 г.; стр. 131; №14,1906 г., стр. 409).

У рязанского историка, археолога и этнографа И.И. Проходцова в труде «Так называемый «Олегов дворец» в Рязани, ныне Архиерейский дом, опубликованного в «Рязанских Епархиальных Ведомостях» (№4,1901 г., стр. 105; №5,1091 г. стр. 136; №6, 1901 г., стр. 173) доказано, что настоящее здание Архиерейского дома никогда не было дворцом великого князя Рязанского Олега:
«Никаких записей, ни планов о месте и архитектуре Олегова княжеского дворца конечно же не сохранилось, хотя некоторые историки и стараются представить его внешний вид. .. Действительно ли таковым был дворец Олега в Рязани и на том ли месте, где теперь Архиерейский дом, - в документах не сохранилось никаких данных. Но что Олегов дворец был не каменный, а деревянный, это почти не подлежит сомнению, так как все почти постройки того времени были деревянныя, некоторые исключения могли составлять храмы. Напротив, есть свидетельства обратныя. Во второй половине XV столетия по Рязанской области проезжали два знатных иностранца Барбаро и Конторин: они путешествовали, присоединившись к свите Московских послов, и в своих записках писали: «прибыли в г. Рязань, который принадлежит одному князю, имеющему в супружестве сестру Московского Государя. Все строения в нем деревянныя, не исключая самой крепости». Такого обобщения они не сделали бы, если бы княжеский дворец был, как изволит выражаться г-н Иловайский «высокий, обращенный фасадом к Трубежу», каменный. И не заприметить его тогда, - как самое знаменитое здание в столице (Архиерейский дом и теперь принадлежит к лучшим зданиям в Рязани, - прим. И. Проходцова), было нельзя, а Конторин и Барбаро, вероятно, могли быть и принимаемы Рязанскими князьями в своем дворце. И таким образом нынешний каменный трехэтажный Архиерейский дом, ни в одной части своих построек, ничего общего с дворцом Олега не имеет, - это не должно подлежать никакому сомнению».

И далее И. И. Проходцов пишет: «В Консисторском Архиве старых дел нами найдена запись, в коей рядом с сведениями о построении некоторых городских церквей... сообщаются сведения о времени построения нынешнего Архиерейского дома. Данные эти начинаются именно сведениями о построении дома, а именно так: «В лето 1653/7161,1654/ 7162, 1655/7163 при Преосвященном Мисаиле строен нижний департамент архиерейских покоев. При Преосвященном Митрополите Иларионе в 1658/7166 г. среди Архиерейского дома построены каменные покои. При Митрополите Авраамии строены палаты сверх Крестовой и келей» и т.д.».

Так что когда и кем построен Архиерейский дом в Рязанском Кремле - теперь всем понятно. Строили Рязанские архиереи на епархиальные средства, включающие в себя и пожертвования верующих. Теперь настало возвращать украденное у верующих. Заметьте, никто не хочет «выгонять музей на улицу».
Не то, что большевики - достаточно вспомнить записки краеведа С.Д. Яхонтова о том, как насильно был выдворен из Архиерейского дома в 1919 г. архиепископ Рязанский и Зарайский Иоанн (Смирнов), а из Спасского монастыря, в 1923 г. - его викарий, епископ Михайловский Митрофан (Загорский) (ГАРО, Ф-Р2798, on. 1, д. 89, л. 113; Ф-Р6, on. 1, д. 233, л. 18 обор.).
(Использованы материалы журнала «Золотые купола» за 2006 г.)

Посмотрите на фото, где толстая тетка восседает в бывшей алтарной части храма. Это госпожа Максимова, которая внаглую саботировала все решения о возвращении кремля верующим. Тетеньку эту уволили, но саботаж и проволочки продолжаются…



Что происходит теперь? Вакханалия типов, не желающих возвращать украденное у верующих. Признать тезис, что ворованное надо возвращать - выше их сил.

И в ход пускается откровенная демагогия. Мол, музей якобы "уничтожат".

Чушь. С какой стати существование исторического музея связывается лишь с постройками Архиерейского дома на кремлевском холме?

Например, до 1980 года Рязанский художественный музей размещался тоже в Кремле. Но он же не умер, покинув кремль? Наоборот, он развернул свои коллекции в другом здании по ул.Свободы, где находится благополучно до сих пор.


Рязанский художественный музей

В кремле же пребывал и Государственный архив Рязанской области (ГАРО), который занимал не приспособленное под архивохранилище здание Христорождественского храма до 2002 года.

В свое время мне доводилось бывать в еще невозвращенном храме, когда там размещался ГАРО. Жуть! Теснота была, как они там вообще работали - непонятно, это был просто ужас. Бывал в ГАРО и после переезда в новое здание. Совершенно другое дело. Татьяна Петровна Синельникова, директор ГАРО, была очень довольна.

Знаю, что предлагали различные варианты для РИАМЗ, но директор Максимова (ныне уже бывшая) тогда наотрез отказывалась от любого диалога. Например, предлагалось здание бывшей сельхозакадемии, от которого музейщики отказались, и теперь там размещен Политехнический институт.

Сейчас музею предлагают здание в центре города, размером много больше, чем в кремле. Кстати, недалеко будет и Художественный музей, который раньше размещался в кремле. Что-то в 1980 году никто не кричал, что Художественный музей погибнет, если переедет, пикетов тоже не устраивали…

Ситуация вокруг Рязанского кремля напоминает умело направляемую провокацию. Похоже, что отдельные лица стремятся не столько «отстоять» музей, сколько свое место «при нем». Памятники кремля - памятники федерального назначения, поэтому на них из госбюджета выделяются немалые средства (около 20 миллионов рублей ежегодно). Этих федеральных средств как раз и не хотелось лишаться руководству музея…

Еще музейные сотрудники сами признаются: «Вывод Рязанского музея-заповедника за пределы Кремля приведет к потере музеем-заповедником своего статуса (федерального) и функционального назначения». Выходит, что вся ценность РИАМЗ сводится к ... архитектуре? Т.е. зданиям, которые не ими и не для них построены…. А сам музей, т.е. его фонды (за вычетом церковных предметов), научная работа – это все без зданий, украденных у верующих, оказывается пшиком?

Кроме чисто материальных интересов, проблема кремля вызывает повышенную активность ряда неадекватно настроенных граждан – атеисты, всякие там «родноверы», сектанты, в общем различные ненавистники православия. Для них музей не важен – им любой повод хорош, лишь бы вылить помои на ненавистную им РПЦ. Уже и нацболы присоединились к этому шабашу – им бы лишь бы «против»....

Устроили недавно эти «несогласные» пикет на улицах Рязани перед мэрией и городской думой. По их словам – человек 40 пикетчиков участвовало. Реально явно меньше – я видел своими глазами лишь человек 10 на Почтовой. Жаль, фотика под рукой не было, чтобы клоунов этих снять… :))

Почему до сих пор так медленно выполняется решение о возвращении рязанского кремля верующим? Почему безнаказанно действуют те, кто пользуются ситуацией вокруг Кремля для нападок на православных?
Tags: Рязанский Кремль, война против Церкви, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments