tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
tverdyi_znak
tverdyi_znak

Categories:

День российской гвардии. "Мушкетёрское знамя" в Рязанском художественном музее

2 сентября - День российской гвардии.
И в связи с этим хочется поведать об интересной выставке, открывшейся в Рязанском художественном музее.




По занавес лета, 31 августа, в Рязанском художественном музее открылась выставка «Мушкетёрское знамя», приуроченная к 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Как признаются сами организаторы, с первого взгляда название выставки может быть простому обывателю непонятно. Проследить связь между мушкетёрами, русским оружием, Наполеоном и местным художественным музеем довольно сложно. Однако любители истории и поклонники музея особенной загадки тут не видят. Дело в том, что в России XVIII – начала XIX веков действительно функционировали мушкетёрские линейные полки, которые в 1911 году были переименованы в пехотные. Так что русские мушкетёры и воевали с войсками Бонапарта. Кроме того, в музее экспонируется картина Полидора Бабаева «Умирающий унтер-офицер Ипат Старичков передаёт спасённое им знамя своему товарищу по плену». Именно это полотно и стало центральным экспонатом выставки «Мушкетёрское знамя».





Выставка возникла не на пустом месте. В последние пару лет картина Бабаева находилась на реставрации в научно-реставрационном центре Грабаря в Москве. Там же она и пережила знаменитый пожар, в ходе которого пострадали не только помещения крупнейшей в России реставрационной мастерской, но и многие находящиеся «в ремонте» произведения русского и западного искусства. Рязанскому полотну повезло — в момент пожара оно находилось в запасниках, куда пламя добраться не успело. Триумфальному возвращению картины в постоянную экспозицию Рязанского художественного музея отчасти и посвящена нынешняя выставка.
Как признались музейные сотрудники, выставка вокруг новообретённого полотна собралась легко и быстро. Экспозиция, разместившаяся в двух залах, представляет собой результат совместной деятельности сразу трёх музеев: Рязанского художественного, Государственного исторического (Москва) и историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль». На троих очаги культуры собрали коллекцию из полусотни произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства XIX века.

С одной стороны, выставка посвящена антинаполеоновской кампании и русской военной истории XIX века — множество графических листов знакомят зрителя с Наполеоном и Александром I, сценами Аустерлицкого сражения, подвигами наших соотечественников на крымской и турецкой войнах.
С другой стороны, «Мушкетёрское знамя» — это захватывающая история самой картины Бабаева. Ученик Карла Брюллова, выпускник Академии художеств подпоручик Полидор Бабаев написал полотно в 1846 году. Работа была удостоена второй золотой и второй серебряной медалями и Указом императора Николая I была помещена в Чесменскую богадельню для старых и больных солдат под Санкт-Петербургом. Директором богадельни в ту пору был известный генерал Иван Скобелев, старший адъютант Кутузова и дед рязанского белого офицера Михаила Скобелева. После смерти деда картина попала к внуку и украшала имение сестры генерала под Рязанью.

В годы революции местное имение Скобелевых было разграблено и разрушено, однако гигантский холст кисти Бабаева уцелел. Как показала экспертиза центра Грабаря, картина была грубо вырезана из подрамника и хранилась в сложенном виде — очевидно, хозяева усадьбы пытались спрятать полотно от бунта и самоуправства. Отчаянная попытка удалась, и дальнейшая судьба картины сложилась удачно — в 1922 году она была передана в рязанский музей. Так что вторая часть экспозиции посвящена миру самой картины и жизни семьи Скобелевых. Центральным экспонатом здесь можно назвать подлинное Георгиевское знамя пехотного Болховского полка 1878 года из фондов Рязанского кремля.

— Мы думаем, что выставка «Мушкетёрское знамя» будет особенно актуальна именно сейчас, в эпоху подъёма национального самосознания. В то время, когда Россия пытается вновь ощутить себя империей, — сказала на открытии куратор выставки и научный сотрудник Рязанского художественного музея Галина Торопова.

Выставка открыта до 25 ноября, с 11.00 до 18.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца.
(отсюда)




Михаил Дмитриевич Скобелев

В 1805 году в битве с наполеоновскими войсками при Аустерлице французы захватили в плен тяжелораненого знаменосца Азовского мушкетерского полка Ипата Старичкова. В последний момент мушкетер успел спрятать под одежду полковое знамя. Понимая, что его часы сочтены, Старичков передал полковую святыню рядовому Бутырского полка Максиму Чуйко, которому впоследствии удалось бежать из неволи и вернуть реликвию русскому командованию. Спасенное Старичковым знамя было передано императору Александру I, благодаря чему Азовский мушкетерский полк был заново возрожден. Ведь полк жив до тех пор, пока живет его знамя.

Спасенное русским мушкетером Старичковым знамя Азовского мушкетерского полка по приказу Александра I было помещено в Санкт-Петербургский арсенал. По торжественным случаям, а также перед отправкой воинских частей на боевые действия его как символ воинской доблести проносили перед строем солдат. Только в 1866 году знамя было определено в Кафедральный собор Калуги. А после революции 1917 года оказалось в Калужском краеведческом музее, где и хранится по сей день.


Государь Император Александр I лично распорядился позаботиться о родных Ипата Старичкова: в Калуге оставались престарелая мать и сестры мушкетера, крайне бедствующие. Всем им была жалована достаточно высокая по тем временам пенсия и за счет пожертвований построен кирпичный двухэтажный особняк, который сохранился до наших дней. Именем знаменосца Старичкова была названа улица.

Как видно, в 1806 г. прошел целый комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи членам семьи Старичкова. Желание императора оказать помощь семье Старичкова стимулировало инициативу купеческого и мещанского общества. В Калуге воздание почестей Старичкову происходило путем оказания материальной помощи членам его семьи, поминовением унтер–офицера во всех церквях города и предоставлением для его матери дома, который должен был наследоваться только среди родственников. При этом строительство дома рассматривалось не только как пособие семейству героя, но и как создание памятника – материального свидетельства, призванного напоминать потомкам о подвиге, совершенном калужанином Старичковым в 1805 г. Деятельность Городской думы, возглавляемой Билибиным, была по достоинству оценена императором, дважды изъявлявшим калужанам высочайшее благоволение. Воздание почестей герою широко освещалось на страницах столичных газет, благодаря чему подвиг Старичкова приобрел широкую известность в России.

4 марта 1806 г. в «Санкт–Петербургские ведомости» была отправлена заметка с описанием подвига Старичкова как примера, «сколь свято почитают они (российские воины) верное исполнение своих обязанностей и при виде даже приближающейся смерти». Текст ее был составлен в Военно–походной канцелярии на основе сведений, изложенных в рапорте Кутузова, но отличался от него более обстоятельным описанием подвига. Возможно, это было связано с наведением дополнительных справок о службе его участников. Так, в заметке однозначно указывалось, что Старичков «носил знамя своего полка», хотя Кутузов не сообщал этих сведений. Кроме того, в отличие от рапорта, рядовой Бутырского полка был назван не Чайкой, а Чуйкой. Опубликованный в «Санкт–Петербургских ведомостях» текст завершался пересказом резолюции императора о награждении Чуйки унтер–офицерским чином и призрении семьи Старичкова.

В былые времена Россия умела заботиться о семьях своих национальных героев...



«Дом Старичкова». Фото В. Н. Ченцова. Нач. XX в.

Памятная доска. Была установлена в Троицком кафедральном соборе  у «Старичковского знамени». 1866 г. (КОКМ. КЛ 1578)





Спустя годы героический поступок русского мушкетера завладел воображением студента Петербургской академии художеств Полидора Бабаева. В 1846 году сюжет о мужественном знаменосце лег в основу написанной им дипломной работы - картины "Умирающий унтер-офицер Ипат Старичков передает спасенное им знамя своему товарищу по плену".

На картине, которая, до сегодняшнего дня экспонируется в залах музея, изображен лежащий на соломе в темном помещении умирающий солдат, перед которым, преклонив колено, стоит его товарищ. Одной рукой он совершает Крестное знамение, а другой принимает у находящегося при смерти спасенное им полотнище. В этом сюжете легко угадываются исторические персонажи: Старичков и Чайка (Чуйка). Более того, в «Памятной книжке для нижних чинов» есть слова, иллюстрацией к которым может выступить представленный на картине сюжет: «Он позвал к себе бывшего с ним в плену Бутырского полка рядового Чайку; передав ему знамя, именем Бога заклинал сберечь оное до возвращения в полк».
Художник достаточно точно воспроизвел на картине форму времен Александра I. Особенно хорошо показан мундир принимающего знамя солдата: двубортный с разрезным воротником, имеющий красноватые обшлага, темно–зеленые с красноватой выпушкой клапаны обшлагов и воротник.

Полотно молодого художника тут же вошло в список лучших патриотических картин своего времени. С него делали уменьшенные копии, сюжет картины печатался на лубочных картинках и переносился на солдатские кисеты. Кроме того, за свою дипломную работу Полидор Бабаев получил от Петербургской академии художеств сразу две медали - малую золотую и малую серебряную.

О художнике Полидоре Бабаеве (1813-1870 гг.) нашим современникам известно не так много. Родился в Харьковской губернии, служил в Тифлисе, участвовал в кавказских войнах. Единственная подробность: художественный талант подпоручика артиллерии был замечен старшими офицерами, которые рекомендовали его для учебы в классе батальной живописи Карла Брюллова в Петербургской академии художеств.
В Русском музее Санкт-Петербурга сегодня находятся несколько работ Бабаева: "Осада крепости Ахты", "Подвиг гренадера Куренного под Лейпцигом в 1813 году" и "Портрет Гнедича". Но они уже не имели такой огромной популярности, как полотно о доблести русского знаменосца.
Ссылки:
Бессонов В. А. Калужанин–герой. Подвиг унтер–офицера Старичкова.

Tags: Россия, Рязань, история, культура, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments