tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
tverdyi_znak
tverdyi_znak

Categories:

Менглет - 100 лет!





Какая дата! И рифмуется хорошо...
Исполнилось 100 лет со дня рождения одного из известнейших отечественных артистов - Георгия Павловича Менглета.
Так получилось,что я запомнил его в основном по роли Пишты Орбока в спектакле "Проснись и пой". Весело, легко и обаятельно...
Запомнилась и необычная фамилия артиста. И вот теперь узнал о французских корнях дворянского рода Менглетов. Есть какое-то любопытное совпадение, что в этом году отмечают и 100-летний юбилей артиста, и 200-летие Отечественной войны 1812 года, благодаря которой на Руси и появился род Менглетов...

100 лет тому назад, 4 (17) сентября 1912 года, в городе Воронеже родился Георгий Менглет . Еще будучи школьником, он начал посещать драмкружок, который организовала их учительница литературы. Там юный актер играл: Чацкого в «Горе от ума», Вильгельма Телля, Осипа в «Ревизоре», профессора Кругосветлова в «Плодах просвещения». Уже в столь ранние годы Георгий демонстрировал незаурядный актерский талант, что было отмечено его учительницей. С ее благословения он по окончании школы отправился на покорение столицы.





Театр
В 1930 году Георгий Менглет приехал в Москву и с первого же раза поступил в ГИТИС (тогда он назывался ЦЕТЕТИС). Окончив обучение, Менглет был принят в Студию Алексея Дикого, которого впоследствии называл своим главным учителем в жизни. Тогда же к Менглету пришла известность – в знаменитом спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Н.С.Лескову он исполнил роль приказчика Сергея.

В 1937 году, когда Алексея Дикого арестовали как иностранного шпиона, Георгий Менглет вместе с другими студийцами Дикого отправился в Душанбе (в те годы – Сталинабад). Там они создали первый Русский драмтеатр, за что впоследствии Менглет получил звание народного артиста Таджикской ССР.
В Таджикистане Георгий Менглет проработал до 1942 года. В годы войны Георгий Павлович, как и многие другие артисты, направился на фронт. Там он был участником фронтовой бригады, руководил Первым фронтовым театром Таджикской ССР.

В 1945 году Георгий Менглет пришел в Московский театр Сатиры, связав свою жизнь с самым весёлым жанром. Сказать, что Георгий Павлович стал ведущим артистом театра - мало. Он стал безумно популярным, в него влюблялись не только зрительницы, но и партнёрши. Поначалу актер блистал в ролях героев-любовников. Можно без преувеличения сказать, что в 50-е годы Менглет был одним из лучших актеров в этом амплуа. Чего только стоит роль Жоржа Дюруа в спектакле Господин Дюруа, поставленном по знаменитому роману Ги де Мопассана «Милый друг».









С возрастом Георгий Павлович переключился на острохарактерные роли. Среди его лучших ролей: Судья в «Женитьбе Фигаро» П.Бомарше, Фирс в «Вишневом саде» А.П.Чехова, Корзухин в «Беге» М.А.Булгакова, Земляника в «Ревизоре» Н.В.Гоголя, Девятов в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся...» А.И.Гельмана, Пишта Орбок в спектакле «Проснись и пой». Некоторые из этих спектаклей («Ревизор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Проснись и пой») были экранизированы.
На сцену Георгий Менглет выходил до последних своих дней, став легендой еще при жизни.

Знавшие Георгия Павловича люди отмечают, что это был бесконечно добрый, отзывчивый и очень веселый человек. Он славился своими бесчисленными розыгрышами, героями которых становились самые известные и любимые актёры театра.

Кино
В отличие от театра, с кино у Георгия Менглета не сложилось. Впервые на экране он появился в военные годы, сыграв чешского коммуниста Решанека в комедии «Швейк готовится к бою» и князя Васильчикова в биографическом фильме Альберта Гендельштейна. После этого пути актера и кинематографа разошлись. В последующие 30 лет зрители лишь изредка могли видеть Георгия Павловича в экранизациях спектаклей Театра Сатиры.
Вновь в кино Георгий Менглет вернулся лишь в 1975 году, блистательно сыграв сыграв в телесериале «Следствие ведут Знатоки» начальника мусорной свалки Евгения Евгеньевича - жулика из жуликов. Следующей роли пришлось ждать еще десяток лет. В 1984 году актер появился в роли Черчилля в киноэпопее Евгения Матвеева «Победа». Этим списком, собственно говоря, и ограничиваются все работы Георгия Менглета на экране.

Георгий Павлович умер 1 мая 2001 года в день рождения своей супруги актрисы Нины Архиповой. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.



Личная жизнь
Первой женой Георгия Менглета была актриса Валентина Королёва. Второй – партнёрша по театру Сатиры Нина Архипова. Его дочь – Майя Менглет – актриса театра и кино. Внук – Алекс Менглет – живёт и работает в Австралии.



Интервью с супругой Ниной Архиповой.
- В семье Георгия Павловича называли не иначе, как Жорик. Дети, внуки, правнуки – для всех он был Жориком. Даже сейчас, когда его нет рядом с нами, мы продолжаем говорить: «Возьми в комнате у Жорика», «Посмотри на столе у Жорика»… Я до сих пор не могу поверить, что он ушел из жизни. Для меня он остается живым.

- Нина Николаевна, я знаю, что Ваше знакомство с Георгием Павловичем началось с разговора о футболе.

- Шел 1945 год. Я работала в театре им. Вахтангова. Играла в «Иване Грозном», была задействована в спектакле «Мадемуазель Нитуш», блистала в «Соломенной шляпке»… И однажды главный режиссер театра Рубен Николаевич Симонов пригласил народного артиста Таджикской ССР Георгия Менглета на роль Карандышева в «Бесприданницу» Островского. Но вскоре Симонов, увы, оставил эту работу на полдороге по каким-то личным соображениям. А Жорика как раз пригласили в театр Сатиры.
Он был очень красивый, а мы, будучи еще студентками «Щуки», всегда наблюдали за ним со стороны. И однажды он подходит ко мне и спрашивает: «Ваша фамилия Архипова?». Я отвечаю: «Да, Архипова». «А у Вас нет родственников в футболе?» «Есть, – говорю я. – У меня дядя за «Динамо» играет». «А, очень хорошо», – ответил Жорик. И на этом наша беседа завершилась. А потом я узнала, что он был ярым болельщиком ЦСКА.
Спустя годы я тоже оказалась в театре Сатиры. А Жорик там был ведущим артистом. В это время я была к нему абсолютно равнодушна. Единственное, что я отмечала – он блестяще играл Жоржа Дюруа в «Милом друге» Мопассана. И когда мне довелось вместе с Менглетом репетировать этот спектакль, я заметила про себя: «Какой же он молодец!». Жорик мне уделял много внимания, советовал, что да как лучше сделать, работал со мной, помогал. Он был очень добрым человеком, внимательным, всегда чувствовал все неприятности в коллективе и никогда не проходил мимо, старался помочь. А когда умер Горбатов (Б. Горбатов, писатель, второй муж Нины Архиповой, – прим. авт.), я осталась с его мамой и четырьмя детьми. Конечно, мне многие тогда сочувствовали, в том числе и Георгий Павлович. Но влюбилась я в него только через несколько лет. И эта влюбленность оказалась взаимной.

- А в Сатиру-то Вы как попали?
- Когда я была актрисой театра Вахтангова, известный режиссер Борис Барнет пригласил меня сняться в своей новой картине «Щедрое лето». Причем пригласил на главную роль. А вахтанговцы собирались ехать на гастроли в Сибирь. И я пошла к директору театра с просьбой дать возможность поехать на съемки. «Вы можете меня отпустить? – обратилась я к директору. – Мне надо ехать на съемки в Киев. И я уже подготовила тех, кто смог бы меня заменить в спектаклях». «Нет, я не могу вас отпустить, – возразил директор. – У нас ведь такие ответственные гастроли!». Тогда я поинтересовалась: «А почему же Вы Абрикосова отпустили?» (Андрей Абрикосов, актер театра им. Вахтангова, н.а. СССР, – прим. авт.) «Ну, вы сравнили», – бросил директор. И я очень обиделась на «сравнили» и написала заявление об уходе. Потому что мне очень хотелось сниматься. И заявление было подписано. А незадолго до этого директор и главный режиссер театра Сатиры искали героиню для новой пьесы. Они неоднократно приходили в театр Вахтангова, смотрели «Ивана Грозного», где я играла жену царя, видели они и «Мадемуазель Нитуш» с моим участием. И однажды предложили мне перейти в их театр. А я отказалась, ссылаясь на то, что «театр находится на задворках» (улыбается). Ведь это не театр был, а имена: Хенкин, Поль, Курихин… Когда я уезжала на съемки, заместитель директора театра Вахтангова Исай Спектр, муж Юлии Борисовой, посоветовал: «Нин, тебе ж предлагали перейти в Сатиру. Зачем ты увольняешься? Давай мы тебя переведем?». Я уехала на съемки, а Исай Исаакович занялся моим переводом самостоятельно. И меня зачислили в театр Сатиры.
Первой моей работой стал спектакль «Господин Дюруа» по мопассановскому «Милому другу». На этом спектакле я вторично столкнулась с Менглетом. Потом у нас появился спектакль «Где эта улица, где этот дом» (постановка Э. Краснянского, 1953 год, – прим. авт.) И Жорик в меня влюбился. Хотя я об этом узнала гораздо позже из его книги. Спустя некоторое время у нас начался настоящий роман.
Но у Менглета была жена, дочь и даже внук. Его дочь Майя меня не принимала. А когда ее заболевшая мать оказалась на руках у Миши (Михаил Горбатов, сын Н. Архиповой и Б. Горбатова, кардиореаниматор, – прим. авт.), Майя влюбилась в моего сына. Вскоре мы с Жориком поженились.

- Нина Николаевна, а сейчас Вы тоже продолжаете общаться с Майей Георгиевной?
- Практически нет. Она улетела в Австралию, где и живет. В последний раз я ее видела на 90-летии театрального училища им. Щукина. Знаю, что у нее два сына.

- Так она и в Австралии продолжает сниматься?
- Нет, ее актерская карьера уже закончилась.

- Но многие ее до сих пор помнят по кинофильму «Дело было в Пенькове».
- О! Так это ж как давно было! Да, это был настоящий взлет Майи Менглет в кино. Правда, в театре у нее ролей практически не было. Она, кстати, играла в театре Станиславского.

- А если бы и она играла в Сатире… Было бы любопытно увидеть вас втроем в одном спектакле.
- Да мы и с Жориком-то не так часто играли вместе: «Клоп», «Баня», «Проснись и пой», конечно, ну и еще несколько спектаклей.

- Кстати, о последнем. «Проснись и пой» долгое время считался визитной карточкой театра Сатиры. По какой же причине его сняли с репертуара?
- В театре постоянно идет работа, готовятся новые постановки. Нельзя же, чтоб в репертуаре было 40 спектаклей. Вот и сняли наш спектакль. Несмотря на то, что в зале всегда был аншлаг.

- Я слышал, что Георгий Павлович очень любил общаться со своими поклонниками.
- Конечно. К нему постоянно подходили и после спектаклей, и на улице. Его моментально стали узнавать после того, как он сыграл мусорщика в картине «Следствие ведут знатоки». Его даже таксисты бесплатно возили.

- Нина Николаевна, а хрустальный цилиндр, что стоит на столе у Георгия Павловича, играл какую-то особую роль в жизни Менглета?
- Этот цилиндр ему подарили в честь 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Тогда он играл в театре «Вернисаж» барона в пушкинском «Скупом рыцаре».

- Как же так получилось, что актер, отдавший всю свою жизнь театру Сатиры, последние годы своей жизни играл в другом театре?
- Это длинная история. Ведь Жорик с 1930 года вел блокнот, в который записывал все свои работы в театре, на телевидении, на радио и в кино. У него были отмечены даже все творческие вечера. И каждому году отводилось несколько страниц. Но за 10 лет до смерти в блокноте перестали появляться записи: в театре ему не давали новых ролей. А в кино Жорик играть не соглашался. «На съемочной площадке нет зрителя, который меня всегда вдохновляет, – рассказывал артист. – А играть перед машиной я не хочу». Менглет жил только театром. Правда, в 1991 году Георгий Павлович получил новую театральную роль. Но Плучек поставил спектакль неудачно и его быстренько сняли с репертуара. Я тоже в последнее время получала мало ролей, и когда не было никакой работы, очень огорчалась. На что Жорик меня успокаивал: «Талант у артиста – от Бога, а терпение он должен вырабатывать сам. И неизвестно, в какой момент тебе подарят роль, главное – быть к этому готовым!». Эти слова артисты очень часто пропускают мимо ушей, а зря.

Конечно, к Менглету приходили разные режиссеры и предлагали свои пьесы, но Плучек их почему-то не утверждал. И вдруг Георгию Павловичу предложили сыграть в театре «Вернисаж» барона в «Скупом рыцаре». Жорик сразу согласился, несмотря на то, что последние полтора года неважно себя чувствовал. И снова доказал, что его актерское мастерство на высоте.

- Очень редко бывает, когда актера при жизни величают «живой легендой». Менглета называли именно так. Почему?
- У него очень много театральных работ. Ведь когда Жорик сыграл Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда» у Дикого (А.Д. Дикий, режиссер, н.а. СССР, – прим. авт.), он стал самым знаменитым артистом в Москве. А как он сыграл Олега Баяна в «Клопе»? Это, на мой взгляд, его лучшая театральная роль. А какая потрясающая работа в спектакле «Дом, где разбиваются сердца»… Ну как тут не стать легендой? Ведь все его роли очень точно и четко отражали характеры героев.



***

Интересная история. Судя по всему, и в реальной жизни Менглет был весьма обаятелен. Увы,я нигде не нашел его фотографий в молодости - лишь пару небольших (см.выше). Зато его фотографий в зрелом и преклонном возрасте немало. Что ж, артист сумел и в почтенном возрасте очаровать публику, и надолго запомниться своими ролями.

Весьма любопытный материал о родословии Менглетов

Дворянский род Менглетов

Фамилия Менглет не раз встречалась мне в архивных описях личных дел Воронежского губернского правления и Мариинской женской гимназии. Особого внимания она не привлекала до тех пор, пока в местной газете не появилось большое интервью с известным артистом Георгием Менглетом. И только тогда я сопоставил артиста, воронежца по рождению, с фамилией из архивных дел. Сведения в этих делах были отрывочными.

В основном речь шла об отце и деде актера, Павле Владимировиче и Владимире Антоновиче Менглетах, выходцах из дворянской семьи Подольской губернии. Несколько дел относились к брату последнего, Николаю Менглету. Вскоре после кончины Г. П. Менглета появилась моя газетная публикация о его родословной , позже мне удалось разыскать дело о дворянском достоинстве Менглетов и метрическую книгу воронежского католического костела. Биографические сведения о семье есть в очерке Майи Менглет о своем отце . Теперь появилась возможность раскрыть в основных чертах 200-летнюю историю рода Менглетов в России.

Сама фамилия Менглет предполагала французские корни. Так и оказалось. Начало российской ветви положил Людовик (Людвиг, Луи) Менглет (Mainglet). В июне 1791 г. он начал военную службу в армии революционной Франции, вступив рядовым в 19-й Драгунский полк. Он участвовал в походах 1791, 1792, 1793, 1794, 1800, 1809 гг. Примерно в 1805–1806 гг. Л. Менглет оказался на службе в польских частях наполеоновской армии.

Напомним, что поляки, добиваясь восстановления собственного государства, разделенного между Россией, Австрией и Пруссией, воевали на стороне Наполеона. Менглет участвовал в войне против Австрии, в сражении при Тарнополе был ранен саблей в голову и пулей в ногу и «во всем продолжении австрийской кампании отличался храбростью и мужеством» . В 1807 г. военный министр и главнокомандующий польскими войсками князь Иосиф Понятовский произвел его в подпоручики, в июле 1812 г. король Саксонии Фридрих Август пожаловал Л. Менглету патент на чин поручика. В 1810 г. Менглет состоял в адъютантах у командира 12-го кавалерийского полка польской армии полковника Гаврилы Ржищевского, а в июле 1812 переведен в 16-й французский фурштадский батальон.

Служба в польских частях не прошла для Менглета бесследно. 3 августа 1809 г. в Лубенском костеле он обвенчался с Феклой Грожицкой, а 15 июля 1810 г. в местечке Мендзыржец Летичевского уезда Подольской губернии был крещен их сын Антон. Воспреемниками были лекарь Гиацинт Чапальский и госпожа Антонина Лишевская . В составе французских войск Людовик Менглет, ставший капитаном, участвовал в кампании 1813–1814 гг. (мы привыкли называть эти события Заграничными походами русской армии) и в сражении при Торгау 2 января 1814 г. попал в плен к русским войскам.

Наполеоновский режим был свергнут, во Франции вновь воцарились Бурбоны. Особым репрессиям приверженцы Бонапарта не подвергались, и Людовику Менглету, решившему остаться в той части Польши, которая отошла к России, удалось добиться поступления в русскую армию с тем же чином капитана. Прослужив четверть века в двух армиях, в 1816 г. он ушел в отставку и поселился в Летичевском уезде Подольской губернии. В 1830 г. Людовик Менглет с женой и сыном (о других детях упоминаний нет) был внесен в родословную книгу дворянства Подольской губернии.

В 1834 г. Антон Менглет намерился поступить в военную службу, и на сей счёт возникла переписка с Подольским дворянским депутатским собранием: принадлежит ли Менглет-младший к благородному сословию? Дворянство А. Л. Менглета было признано, и это позволило ему успешно продвигаться по служебной лестнице. Конкретные сведения о его службе пока не разысканы, известно лишь, что отставной майор и кавалер Антон Людовикович Менглет умер 20 апреля 1875 г. в уездном городе Коротояке Воронежской губернии и погребен на местном кладбище.

А. Л. Менглет был женат дважды. Имя первой жены неизвестно. От нее осталась дочь Надежда; от второй жены – Марии Васильевны – у него были сыновья Николай, Антон, Лев, Владимир и дочь Софья. Сам Антон Людвигович был католиком, а жены и дети – православными. О судьбе дочерей нам ничего разыскать не удалось. Братья Антон и Лев в августе 1868 г. поступили в Воронежский кадетский корпус. В документах их отец назван отставным подполковником . Антон после этого не упоминается, а Лев в 1873 г. переведен в 1-е военное Павловское училище . Дальше, надо полагать, последовала офицерская служба...

Ссылки
Менглет Георгий Павлович
Он не мог не стать легендой
Дворянский род Менглетов



Tags: кино, театр, юбилей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment