tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
tverdyi_znak
tverdyi_znak

Category:

Хорхе Луис Борхес - 110 лет слепому библиотекарю


24 августа исполняется 110 лет со дня рождения Хорхе Луиса Борхеса.
Гомер был Великим Слепым античности. Наверное, Борхеса можно было назвать Великим Слепым ХХ века...

Хорхе Луис Борхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899, Буэнос-Айрес — 14 июня 1986, Женева) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о серьезных научных проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.

 Биография     

 Борхес родился в 1899 году в Буэнос-Айресе. Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нем течёт «баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь». В доме разговаривали по-испански и по-английски. В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц».


Сам Борхес так описал своё вступление в литературу:

    С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет.

В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса. Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом. Со временем Борхес отошел от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники Вымыслы (Ficciones, 1944), Хитросплетения (Labyrinths, 1960) и Сообщение Броуди (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями.

В 1937—1946 годах Борхес работал библиотекарем, впоследствии он называл это время «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности. Судьба вновь вернула ему должность библиотекаря в 1955 году, причем весьма почётную — директора Национальной библиотеки Аргентины, — однако к тому времени Борхес был слеп. Пост директора Борхес занимал до 1973 года.

Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании знаменитой Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году.

В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.

Признание и награды

Начиная с 1960-х гг. Борхесу был присуждён ряд национальных и международных литературных премий, в том числе:
    * 1956 — Государственная премия Аргентины по литературе
    * 1961 — Международная издательская премия «Форментор» (совместно с Сэмюэлом Беккетом)
    * 1970 — Литературная премия Латинской Америки (Бразилия)
    * 1971 — Литературная Иерусалимская премия
    * 1979 — Премия Сервантеса (совместно с Херардо Диего) — самая престижная в испаноязычных странах награда за заслуги в области литературы.
    * 1980 — Международная литературная премия Чино дель Дука
    * 1980 — Премия Бальцана — международная премия за высшие достижения в науке и культуре
Борхес был удостоен высших орденов Италии (1961, 1968, 1984), Франции (1962), Перу (1964), Чили (1976), ФРГ (1979), Исландии (1979), Ордена Британской империи (1965) и ордена Почётного легиона (1983). Французская академия в 1979 году наградила его золотой медалью. Он избирается членом академии в США (1967), почётным доктором ведущих университетов мира.
Борхес умер в Женеве 14 июня 1986 года и был похоронен на женевском Королевском кладбище, неподалёку от Жана Кальвина. В феврале 2009 года Национальный конгресс Аргентины рассмотрит законопроект о возвращении в Буэнос-Айрес праха Хорхе Луиса Борхеса. Эта инициатива исходит от представителей литературных кругов, однако вдова писателя, возглавляющая фонд его имени, возражает против перенесения останков Борхеса в Аргентину.
 
В 2008 году в Лиссабоне был открыт памятник Борхесу. Композиция, отлитая по эскизу земляка литератора Федерико Брука, по мнению автора, глубоко символична. Она представляет собой гранитный монолит, в котором инкрустирована бронзовая ладонь Борхеса. Как считает скульптор, который в 80-е годы сделал с руки писателя слепок, это символизирует самого творца и его «поэтический дух». На открытии монумента, установленного в одном из парков в центре города, присутствовала вдова писателя Мария Кодама, возглавляющая фонд его имени, видные деятели португальской культуры, в том числе Нобелевский лауреат Жозе Сарамаго.

В 1969 году Бернардо Бертолуччи снял по по мотивам рассказа Борхеса «Тема предателя и героя» фильм "Стратегия паука" (итал. La Strategia Del Ragno).

Борхес послу4жил прототипом одного из героев в романе «Имя розы» Умберто Эко.
 
В 2009 году в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии» открылась выставка «Чары Желтого Императора» белорусских фотохудожников Андрея Шукина, Дениса Недельского и Алексея Шлыка. По словам организаторов, проект выставки возник после прочтения одноименной книги Борхеса.

Пётр Вайль о Борхесе::
    «Нобелевский комитет, как любое интеллигентское сообщество, состоит из людей левых убеждений. Левых, естественно, по европейской терминологии. Именно поэтому один из величайших писателей XX века, Борхес, не получил Нобелевской премии. Всё дело в том, что он нанес визит Пиночету, пожимал ему руку и хвалил за то, что он сокрушил коммунистов. При этом все понимали величие Борхеса как писателя, но Пиночета не простили.».

 Библиография

    * Fervor de Buenos Aires (1923) / Жар Буэнос-Айреса
    * Luna de enfrente (1925) / Луна напротив
    * Inquisiciones (1925) / Расследования
    * El tamaño de mi esperanza (1926) / Размеры моей надежды
    * El idioma de los argentinos (1928) / Язык аргентинцев
    * Cuaderno San Martín (1929) / Тетрадь площади Сан-Мартин
    * Evaristo Carriego (1930) / Эваристо Каррьего
    * Discusión (1932) / Обсуждение
    * Historia universal de la infamia (1935) / Всеобщая история бесчестия
    * Historia de la eternidad (1936) / История вечности
    * Ficciones (1944) / Вымыслы
    * Artificios (1944) / Изобретения
    * El Aleph (1949) / Алеф
    * Otras inquisiciones (1952) / Новые расследования
    * El Hacedor (1960) / Делатель
    * El otro, el mismo (1964) / Другой, тот же самый
    * Para las seis cuerdas (1965) / Для шести струн
    * Elogio de la sombra (1969) / Похвала тени
    * El informe de Brodie (1970) / Сообщение Броуди
    * El oro de los tigres (1972) / Золото тигров
    * El libro de arena (1975) / Книга песка
    * La rosa profunda (1975) / Сокровенная роза
    * La moneda de hierro (1976) / Железная монета
    * Historia de la noche (1977) / История ночи
    * Siete noches (1980) / Семь вечеров
    * La cifra (1981) / Тайнопись
    * Nueve ensayos dantescos (1982) / Девять эссе о Данте
    * La memoria de Shakespeare (1983) / Память Шекспира
    * Atlas (1984) / Атлас
    * Los conjurados (1985) / Заговорщики

Борхес, работавший, несмотря на слепоту, библиотекарем, представлял себе рай в виде библиотеки:

Так же, как в сумерках смешаны ночь и день, а в волнах — вода и пена, в книге неразрывно соединились два разноприродных начала. Книга — одна из окружающих вещей, один из трехмерных предметов, но вместе с тем она — символ, подобный алгебраическим уравнениям или общим идеям. В этом смысле её можно сравнить с шахматами, которые одновременно и черно-белая в клетку доска с фигурами, и почти бесконечное число возможных маневров и уловок. Ещё одна очевидная аналогия — с музыкальным инструментом, скажем, с арфой, которая привиделась Беккеру в углу гостинной и онемевший звучный мир которой напомнил ему спящую птицу. Но все эти образы — просто сопостовления и подобия: книга куда сложней. Письменные символы — отражение устных, а те в свою очередь — отражение отвлеченных понятий, снов или воспоминаний. Может быть, именно письмо делает книгу (как и верящих в неё людей) двуединством души и тела. Отсюда — многообразное удовольствие, которое нас в ней поджидает: счастье видеть, прикасаться и мыслить разом. Каждый по-своему воображает рай, мне он с детских лет представлялся библиотекой. Но библиотекой не бесконечной — в любой бесконечности есть что-то неуклюжее и необъяснимое, — а соразмерной человеку. Библиотекой, где всегда остаются ещё не известные книги (а может быть, и целые полки), но не слишком много. Короче говоря, библиотекой, сулящей удовольствие классики — и приятные тревоги находок и случайностей. <...>
(Х.Л.Борхес)

Наверное, нет горя горше и страдания пронзительней, чем утрата зрения для книжного человека. Свет в глазах Борхеса стал меркнуть еще до Второй мировой войны, и большую часть жизни писатель (проживший 87 лет) провел, не видя мира. Спасли и поддержали книги. В перенасыщенном растворе памяти Борхеса-читателя ни один кристаллик не пропал даром. Прочитанное и передуманное обернулось написанным.

Первый небольшой сборник прозы Борхеса на русском языке вышел в 1984 г., еще при жизни автора. До этого русские книгочеи питались слухами о необыкновенном аргентинце и читали статьи литературоведов, в которых Борхес цитировался почтительно — и неодобрительно. Сейчас сочинения Борхеса доступны всем, однако желающих его читать и имеющих возможность купить его книги стало меньше раз в двадцать. Не до того.

«Алеф» и «Сад расходящихся тропок» — главные книги Борхеса. Короткие рассказы, миниатюры, эссе производят ни с чем не сравнимое впечатление. Словно бы объявив войну многословию, Борхес создает образ литературы, знак произведения. Разработанные им жанры — предисловие к несуществующей книге («Пьер Менар, автор "Дон Кихота"»), модель возможного мира («Тлен, Укбар, Orbis Tertius»), квазинаучный трактат («Книга вымышленных существ»), биография вымышленного писателя («Анализ творчества Герберта Куэйна»).

Не имея возможности видеть книги, Борхес долгие годы работал директором Национальной библиотеки Аргентины. Вся его жизнь прошла среди книг и во имя книг, и сам он постепенно сделался книжной легендой, человеком-книгой, писателем, который продуцирует текст быстрее и охотнее, чем обычный человек в быту говорит простые вещи. Любой прозаический фрагмент Борхеса обрушивается на читателя, как ливень с чистого неба: никакой подготовки, сразу же — полосующие бритвы мыслей, небрежные ссылки на общеизвестное (мало кем читанное), парадоксы и максимы:

Борхесу ужасно хочется подражать. Стоит попробовать — и оказывается, что это невозможно.

Хорхе Луис Борхес «Стихотворения» в переводе Бориса Дубина
Стихотворения в переводе Вадима Алексеева

Русскоязычный портал Хорхе Луиса Борхеса.  Полное собрание сочинений
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment