tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
tverdyi_znak
tverdyi_znak

95 лет со дня рождения кинорежиссера Григория Чухрая



Исполнилось 95 лет со дня рождения кинорежиссёра Григория Чухрая. Он был создателем знаменитого фильма «Баллада о солдате», покорившего весь мир и получившего более 100 международных наград. Наверное, Чухрай вошел бы в историю киноискусства, даже если бы снял одну только «Балладу о солдате».

Григорий Чухрай ушёл на фронт в 19 лет, освобождал Сталинград, был четырежды ранен, прошёл половину Европы. Его фронтовой дневник усеян пометками: «Об этом надо рассказать». И Чухрай рассказывал... Но из-за цензуры его фильмы с трудом пробивали дорогу к зрителю. Хотя на зарубежных смотрах легко покоряли публику. Так, «Баллада о солдате» получила более ста международных наград. Своё творческое кредо режиссер сформулировал ещё студентом: «Если главная тема фильма - война, то главной героиней непременно должна быть любовь».




Григорий Чухрай родился 23 мая 1921 года в городе Мелитополе Днепропетровской (ныне Запорожской) области. Дико подумать, что теперь это враждебная заграница... Отец, Рубанов Наум Зиновьевич (ум.1956), — военнослужащий. Мать — Чухрай Клавдия Петровна (ум.1976). Супруга, Чухрай (Пенькова) Ираида Павловна (1921г.рожд.), — преподаватель русского языка и литературы. Сын, Чухрай Павел Григорьевич (1946г.рожд.), — кинорежиссер. Дочь, Елена Григорьевна (1961г.рожд.), окончила киноведческий факультет ВГИКа.

Родители Григория Наумовича прожили вместе недолго. В 1924 году они разошлись. Григорий остался с матерью. Воспитывал его отчим — Павел Антонович Литвиненко, который работал председателем колхоза. В 1935 году они были направлены на учебу в Москву в академию Соцземледелия, где руководители сельского хозяйства получали ускоренное специальное образование. Когда же по окончании академии в 1938 году они были направлены на работу на Украину, Григорий остался в Москве, чтобы окончить школу. В 1939 году он уехал к родителям на Синельниковскую селекционную станцию и в конце года того же был призван в армию.

Служить Григорий Чухрай начал в городе Мариуполе курсантом полковой школы 229-го отдельного батальона связи 134-й стрелковой дивизии. В первые дни Великой Отечественной войны он находился в 60-м запасном пехотном взводе 1-й запасной стрелковой бригады. В августе 1941 года был объявлен набор добровольцев в воздушно-десантные войска. Григорий подал рапорт, и командование удовлетворило просьбу. Так Григорий Чухрай стал десантником и попал на фронт.

До конца войны он воевал в составе разных частей воздушно-десантных войск. Участвовал в боях на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 3-м Украинских фронтах. В ходе боев в большой излучине Дона получил звание младшего лейтенанта. В этом качестве участвовал в обороне Сталинграда, а потом — в окружении и уничтожении Сталинградской группировки гитлеровцев. Не раз прыгал с парашютом в тыл врага. Выполняя спецзадание Военного совета Воздушно-десантных войск, участвовал в подготовке Словацкого национального восстания. В августе 1944 года был принят в ВКП(б). Был четырежды ранен. Последнее ранение получил в Венгрии на пути к Вене в апреле 1945 года. В декабре 1945 года в звании гвардии старшего лейтенанта уволен в запас по ранению.



Фронтовой путь Г.Н.Чухрая отмечен орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, чехословацким орденом "Партизанская звезда", медалями "За оборону Сталинграда", "За взятие Вены", "За победу над Германией", четырьмя медалями ЧССР и другими наградами.

Вернувшись домой осенью 1946 года, Григорий Чухрай поступил во Всесоюзный институт кинематографии на режиссерский факультет в мастерскую С. Юткевича — М. Ромма. Практику проходил в качестве ассистента режиссера на картине М. Ромма "Адмирал Ушаков".



В 1953 году после защиты дипломной работы Чухраю предложили остаться работать на «Мосфильме», но он решил поехать на Украину и получил направление в Киевскую студию художественных фильмов (ныне — студия имени Довженко). Там работал в качестве ассистента и второго режиссера.
В 1955 году по ходатайству И. А. Пырьева и М. И. Ромма Чухрай был переведен на «Мосфильм» и приступил к созданию первого самостоятельного фильма по повести Б. Лавренева «Сорок первый» (1956). С этого времени Григорий Наумович не расставался с «Мосфильмом».



Его фильм-дебют «Сорок первый» — экранизация повести Б. Лавренева, уводил к войне Гражданской. Героиня, красная Марютка, полюбила белогвардейца, «кадета погонного». Но любовь эта изменилась по сравнению с повестью и первой зкранизацией, сделанной Протазановым. Олег Стриженов сыграл Говоруху-Отрока человеком значительным, натурой незаурядной.



К Марютке (Изольда Извицкая), которая спасла ему жизнь, у Лавренева поручик почувствовал лишь благодарность, в лучшем случае — покровительственную симпатию. В фильме дворянин Говоруха-Отрок горячо и искренне полюбил пролетарскую девушку. Саму любовь, вспыхнувшую страсть двух молодых и прекрасных людей Чухрай рисовал целомудренно и со смелостью, абсолютно незнакомой сталинскому пуританскому и ханжескому экрану. В весенних лучах солнца, в брызгах волны, в голубых и огненных бликах развертывалась эта удивительная лирическая робинзонада на затерянном островке посередине Аральского моря. И юные герои осмелились даже раздеться в своей хижине у печурки: это была первая после «Земли» Довженко «обнаженная натура» на русском экране.
Выстрел в «классового врага» неизбежным и единственным исходом завершал Марюткину любовь... Теперь этот фильм смотрится иначе. Это ведь ужас, когда девушка убивает любимого человека во имя "диктатуры пролетариата".



Фильм стал знаковым произведением советского кинематографа в период оттепели и получил специальную премию на Каннском кинофестивале 1957 года.

Вслед за «Сорок первым» Чухрай снял фильмы «Баллада о солдате» (1959) и «Чистое небо» (1961). Все эти картины стали подлинными шедеврами отечественного киноискусства.



Уже в «сороковые роковые» Чухрай вынашивал планы рассказать в своих картинах всю правду о войне. Один из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне — «Баллада о солдате». Это лента о самопожертвовании, почти христианская притча. За нее режиссер Григорий Чухрай получил множество международных наград, включая спецприз жюри Каннского фестиваля. Но, как это часто бывало в советское время, фильм Чухрая поначалу долго не запускали в производство. Ему, фронтовику, говорили, что тема устарела. И это в конце 1950-х!



Советские киночиновники не знали, что Чухрай еще во время войны твердо решил, что если выживет, обязательно расскажет правду — не парадную, одобряемую ЦК, а подлинную, солдатскую, которая, как известно, нередко бывает нелицеприятной. Как бы то ни было, Чухраю удалось переломить сопротивление бюрократического аппарата, и «Баллада о солдате» даже получила Ленинскую премию.



Главный герой фильма Алёша Скворцов в исполнении Владимира Ивашова стал символом русского солдата периода Великой Отечественной войны. Блестящие роли в фильме сыграли Евгений Урбанский и Жанна Прохоренко.



«Баллада о солдате» — название символическое. Фильм построен как баллада, когда начало и конец образуют некое кольцо, в которое заключено содержание, развертывающееся также по поэтическим законам. Начинает и завершает балладу солдатская мать, мать героя фильма, восемнадцатилетнего Алеши Скворцова — совсем еще молодая женщина с прекрасным лицом. Во вдовьем черном платке каждый день выходит она на околицу села и вглядывается в пыльную дорогу в надежде, что вернется ее мальчик. Но мы уже знаем, что он не вернется никогда...
Сколько же их было, матерей — ждавших с войны сыновей...
Чухрай отдал дань памяти павшим. И ждавшим их матерям.



Сам пройдя Сталинград, Чухрай жаждал посвятить этой теме отдельное кинополотно. Одобрения на это Чухрай не получил и на этот раз: начальство поручило Юрию Озерову. Режиссер обиду проглотил и снял еще несколько картин, ставших классикой советского кино: «Чистое небо» (1961), «Жили-были старик со старухой (1964), «Трясина» (1977).



Кинокартина «Чистое небо» (1961) была посвящена осмыслению в истории страны сталинского периода. Это история «сталинского сокола», бесстрашного советского летчика, пережившего немецкий плен, исключение из партии, лишение звания Героя Советского Союза, но оставшегося слепо верящим коммунистом. В картине был представлен блестящий актерский ансамбль: Нина Дробышева, Евгений Урбанский, Олег Табаков.



В картине «Трясина», по мнению советских властей, фильм затронул «нетипичные» для истории Великой Отечественной войны проблемы. Это фильм о матери дезертира — Матрёне Быстровой (Нонна Мордюкова), потерявшей на фронте сначала мужа, затем старшего сына. Стараясь уберечь от войны младшего ребенка — тихого, застенчивого Дмитрия (Андрей Николаев), она решила спрятать его на чердаке. Спасая сына, мать обрекла себя на муки совести, а свое чадо — на духовную гибель.



Начальник Главного политического управления Советской армии генерал А. А. Епишев усмотрел в фильме опорочивание памяти погибших на войне. В итоге картина была не допущена к показу и легла «на полку», где, впрочем, пробыла недолго.



Режиссерская карьера Чухрая завершилась на неожиданной ноте. Совместно с итальянцами он снял в 1980 году остросюжетный фильм «Жизнь прекрасна», действие которого происходит в неназванной тоталитарной стране с военной хунтой у власти. Антонио Мурильо — бывший военный летчик, уволенный из армии за отказ потопить судно с беженцами, ныне водит такси, периодически становясь свидетелем произвола властей. Его подруга официантка Мария (которую сыграла орнелла Мути) — член подполья, сражающегося против диктатуры. Антонио, при всей своей нелюбви к хунте, не интересуется политикой, его мечта — скопить денег и снова стать лётчиком, обзаведясь собственным самолётом. Но вот однажды он подвёз на своём такси человека, оказавшегося оппозиционером, и попал в поле зрения спецслужб. В итоге из-за провокатора он оказывается в тюрьме, но не теряет надежды, и благодаря проявленной находчивости сумел организовать побег из тюрьмы и даже из страны.



Сняв также в 1984-м документальную ленту о режиссера Марке Донском «Я научу вас мечтать»№, Григорий Чухрай полностью отошел от режиссуры. Зато он многие годы преподавал во ВГИКе.



С 1965 года Чухрай руководил на «Мосфильме» экспериментальным творческим объединением. Там выпустили «Белое солнце пустыни», «Рабу любви», «Землю Санникова». Параллельно Григорий Чухрай вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе. Среди его учеников — художник и режиссер Рустам Хамдамов, документалист Юрий Шиллер, режиссер и педагог Ираклий Квирикадзе.
«У него были беседы. Он не учил каким-то канонам. Существуют какие-то учебники, какие-то математические выверенные рецепты, как снимать кино. Их читаешь и тут же забываешь. Он нас очень эмоционально, на своем опыте, какими-то своими рассказами так вдохновлял, что тут же хотелось бежать, снимать, монтировать», — вспоминает режиссер, сценарист, педагог Ираклий Квирикадзе.

Хотел перечислить все призы и награды, которых удостоены фильмы Чухрая, но их много. Да и на самом деле главный приз — любовь зрителей и благодарная память.



В марте 1966 года Чухрай подписал письмо 13 деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС против реабилитации И.В. Сталина.

Личная жизнь режиссера Григория Чухрая подобна его работам — настоящим, пронзительным, искренним. Свою будущую жену Ираиду Пенькову режиссер встретил в 1942 году в Ессентуках, куда был направлен в составе десантных войск. Вместе с подругами 21-летняя студентка местного педагогического института рыла противотанковые рвы, а по вечерам ходила на танцы. Там и встретились две половинки одного целого. Когда в город вошли немцы, молодой человек был переброшен на другие позиции, а Ираида осталась в городе. Целых два года Григорий Чухрай, личная жизнь которого не имела смысла без Ираиды, искал свою любовь, но безуспешно. Затем он написал в газету «Комсомольская правда», и чудо случилось: девушка прочитала это послание и откликнулась. В 1944 году Григорий Чухрай вернулся в освобожденный от немецких захватчиков город, и 9 мая (ровно за год до Победы!) пара сочеталась браком. От жениха Ираида получила в подарок огромный букет сирени. Спустя год, в 1945-м, вместе с годовщиной свадьбы молодая семья праздновала Великую Победу. С тех пор 9 Мая стало для супругов двойным праздником, а сирень — самыми любимыми цветами...



Вместе Григорий и Ираида прожили более полувека. Дети режиссера — сын Павел, повторивший путь отца и ставший кинорежиссером, и дочь Елена, окончившая киноведческий факультет ВГИКа.



Григорий Чухрай скончался 29 октября 2001 года (по другим источникам — 28 октября или 31 октября). Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Вечная память.




Tags: кино, юбилей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments