tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
tverdyi_znak
tverdyi_znak

Пётр Михайлович Боклевский. 200 лет со дня рождения рязанского художника



200 лет назад, 12 (24) июня 1816 года, в селе Елшино (Рязанская губерния) в семье военного родился известный художник Пётр Михайлович Боклевский.

Боклевские - малороссийский дворянский род болгарского происхождения. Его представители пользовались древним польским гербом Осория (или Старжа), который имеет следующее описание: “В красном поле золотое от телеги колесо; сверху на нем сломан обод и в том месте водружен крест или меч; на шлеме три страусовых пера”. В 1821 род был внесен во II ч. ДРК Рязанской губернии.

Боклевский учился в Пронском уездном училище, а позже в Рязанской классической гимназии. И сызмальства проявлял интерес к рисованию. Художественные способности Петр Боклевский унаследовал от матери, женщины одаренной, хорошо писавшей акварелью, лепившей из воска. Мальчик начал рисовать с пятилетнего возраста. В 7 классе «За отличные успехи в рисовальном искусстве» он был даже награжден памятным подарком. Самая ранняя из дошедших до нас работ — акварельный портрет отца в военной форме александровских времен — была выполнена им в семнадцать лет.

Боклевский учился в Московском университете (1834—1840). В одном из сочинений «О римском владении» он изложил критические взгляды на систему крепостного права в России. Отказавшись переписать данное сочинение «в правильном ключе», он бросил университет, так и не получив звания «кандидат права».
Некоторое время Боклевский жил в имении своей матери в селе Елшино, занимал должность заведующего Пронскими запасными хлебными магазинами. Но в то же время активно рисует, создает карикатуры на местное общество, совершенствует свое мастерство.



Боклевский служил губернским секретарем в Рязани. Жил на два города, находясь в Петербурге, брал уроки у профессора петербургской Академии художеств живописца А. Е. Егорова, с 1845 посещал академический класс К. П. Брюллова и мастерскую П.К. Клодта.
Выделяясь среди учеников своей образованностью и широтой взглядов, Боклевский привнес в Академию критический дух Московского университета. Способный карикатурист, он не обходил своим вниманием академических преподавателей, "необыкновенно бойко и зло рисовал на них карикатуры, да такие хлесткие, что профессора приходили в бешенство". Не ужившись в Академии, Боклевский начал работать в мастерской скульптора П.Т.Клодта. Боклевский был автором рисунков для скульптурных коней П.К. Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

Однако и тут Боклевский вновь показал свой характер, ушел с курса Брюллова после скандала с картиной «Тайная вечеря», которую он отказался переделывать, изобразив Христа и апостолов не по классическим канонам, а на крыше здания, сидящими «на восточный манер». Тем не менее, он уже вскоре стал заметным художником. Создал любопытные этнографические серии в альбоме «Отживающие типы русской народности».
Для заострения психологических характеристик героев Боклевский прибегает к методу «зоологизации» персонажей, создавая «свиные» или «птичьи» типы лиц. И становится известным мастером портретного шаржа.

В 1852 году Боклевскому был выдан аттестат Академии. Совет признал его достойным "звания свободного художника по живописи портретной акварельной". В этом же году художник уехал за границу. Он изучал искусство в музеях Франции, Италии, Испании. Работая в Париже, в мастерской Латура и Видаля, занимался пастельной живописью. Путешествие продолжалось около двух лет. Боклевский собирал материалы для всеобщей истории искусств, которой в то время на русском языке не было. Однако мечте его не суждено было осуществиться, все эти материалы, книги и зарисовки пропали при возвращении в Россию.

Материальные обстоятельства заставили художника приняться за заказные портреты, много выполнял он и портретных миниатюр. Необыкновенное умение Боклевского передавать сходство, тонкая техника исполнения повышали спрос на его произведения. Работа в миниатюре повлияла на всю последующую манеру рисунка художника.

Боклевский активно занимается и общественной деятельностью. После возвращения в Рязанскую губернию избирается мировым судьей Скопинского уезда, губернским гласным, позже почетным мировым судьей. И, вплоть до кончины, пишет новые работы.
В Рязани скандальную славу получили его карикатуры на самодурство местного губернатора П. С. Кожина (1848). Позднее жил в основном в Москве.

Последний период жизни художника был труден из-за бедности и болезней, но над иллюстрациями он работал чуть ли не до самой смерти.

Его рисунки и акварели полны романтической иронии. Боклевский выступал и как политический карикатурист (альбом «На нынешнюю войну», 1855). За цикл литографий «На нынешнюю войну» в 1855 году Государь Император Александр II наградил рязанского художника именным бриллиантовым перстнем.

Но по настоящему Боклевский показал себя после сближения с литературным миром Москвы, посвятив себя книжной иллюстрации. Живя в 1850-е годы в Москве, художник сблизился с литераторами из редакции "Москвитянина", группировавшимися вокруг Островского. В этот кружок входили писатели П.И.Мельников-Печерский, А.Ф.Писемский, А.А.Григорьев, актеры П.М.Садовский и И.Ф.Горбунов, музыканты О.И.Дютш и Н.Г.Рубинштейн, скульптор Н.Д.Рамазанов. Их интерес к народному быту, к русскому национальному искусству соединялся с идеализацией патриархальности старой Москвы. Для Петра Боклевского это общение сыграло очень большую роль, оно по существу определило направление всего его дальнейшего творчества. С этого времени и на всю жизнь его художественное мастерство было отдано иллюстрации.


Манилов - персонаж из "Мертвых душ"

"Когда выросла слава Островского, Боклевский явился к нему на помощь, как толковник художественных красот во всеоружии опыта и силы", — писал один из членов редакции "Москвитянина" С.Максимов. Всего было проиллюстрировано пять комедий: "Свои люди — сочтемся", "Бедная невеста", "Не в свои сани не садись", "Не так живи, как хочется", "Бедность не порок". Рисунки сопровождались цитатами из текста комедий. Иллюстрации Боклевского очень тепло были приняты И.С.Тургеневым, который взял на себя хлопоты, связанные с их изданием и альбом вышел из печати в 1860 году.


Ноздрёв - персонаж из "Мертвых душ"

Одновременно художник работал над графическим воплощением образов Гоголя. В 1858 году появился первый альбом иллюстраций к "Ревизору", а в 1863 — "Бюрократический катехизис" — новый, еще более удачный своими художественными обобщениями вариант рисунков к этой же комедии. Иллюстрирование произведений Гоголя стало делом всей жизни Петра Боклевского.


Коробочка - персонаж из "Мертвых душ"

Альбом "Бюрократический катехизис", имевший большой успех среди современников художника, представляет собой не просто иллюстрации к пяти сценам из "Ревизора". Боклевский использовал здесь образы Гоголя, так хорошо знакомые всей читающей публике, для создания острых политических карикатур, обличающих русскую бюрократию 1860-х годов. Условность и подчеркнутая шаржированность персонажей дают яркое представление о тогдашних чиновничьих нравах.
Но самой большой любовью среди произведений Гоголя у Боклевского пользовались "Мертвые души". Это была настольная книга художника.


Собакевич - персонаж из "Мертвых душ"

Среди наиболее известных циклов работ — альбомы литографий и рисунков к сочинениям А. Н. Островского (вып. 1-6, 1859—1860). А также композиции к Н. В. Гоголю:
Галерея гоголевских типов. «Ревизор» (1858)
Бюрократический катехизис. Пять сцен из «Ревизора» (1863)
Альбом гоголевских типов… (1881)
Типы из поэмы «Мертвые души» (1895).


Плюшкин - персонаж из "Мертвых душ"

Боклевский усиливал жизненность Городничего, Хлестакова, Ноздрева, Чичикова и других гоголевских героев столь выразительно, что впоследствии актёры (подобно М. А. Чехову (Хлестаков) в Ревизоре, Московский художественный театр, 1921) нередко специально гримировались «под Боклевского».




Чичиков - персонаж из "Мертвых душ"


Иллюстрация к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 1863. Литографии с тоном

Боклевский выработал жанр сатирического, социально заостренного портрета литературного героя. Также работал над иллюстрациями к П.И. Мельникову-Печерскому (издания 1882, 1914, 1934), И.С. Тургеневу (1869), Ф.М. Достоевскому (1881) и др.

О популярности рисунков художника говорит и тот факт, что даже конфетные фантики ведущих кондитерских фабрик XIX века украшались вышедшими из-под руки П.М. Боклевского героями.
Позже учебники литературы советского периода непременно снабжались его колоритными иллюстрациями.



Уроженец рязанского края Пётр Михайлович Боклевский умер в Москве 10 января 1897 года. Но захоронен был на своей малой родине, в городе Скопине, в Троицкой роще на территории Свято-Троицкого монастыря, где ему был установлен прекрасный мраморный монумент «Скорбящий ангел».



Памятник был разрушен революционными вандалами в начале 1920-х годов. Жаль, что так и не восстановили этот замечательный памятник.

Памятником Боклевскому остались его произведения...



Книжно-иллюстративная выставка, посвященная творчеству знаменитого рязанца, работает в краеведческом информационном отделе Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького с 1 по 30 июня.
Ценителям литературы и искусства будут интересны прижизненные издания русских классиков с иллюстрациями художника — «Мертвыя души», «Альбомъ гоголевскихъ типовъ» и другие книги.



Источники:
Боклевский, Пётр Михайлович
Боклевский, Петр Михайлович
Чуйко Е. Прародитель рязанских карикатуристов, придавший русской классике новое звучание, срочно нуждается в уходе



Tags: Рязань, искусство, культура, юбилей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments