tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
tverdyi_znak
tverdyi_znak

Филиппов день

По народному календарю - Филипповки. Заговенье на Рождественский пост.
Приметы на этот день гласят:
-Иней на деревьях к хорошему урожаю на овес.
- Коли на улице дождь - быть доброму урожаю пшеницы.
- Конец свадебным неделям, наступает Куделица - первая неделя прядения в Филиппов пост.
-Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу.
- В старину говорили: «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом»; «У нерадивой пряхи и про себя нет рубахи»; «Соха кормит, веретено одевает»

Ни дождя, ни инея сегодня не видел. Стало быть, ни пшеницы, ни овса не будет. Наверное, и не прядет теперь никто. Всюду готоовые китайские шмотки...

В Русской Православной Церкви — память апостола Филиппа .
А еще сегодня память священномучеников Димитрия, Александра, Виктора, Алексия, Михаила, Михаила, Феодора, Петра, Алексия, Сергия, Николая, Василия, Александра, Николая, Димитрия, Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра пресвитеров, Николая диакона, преподобномученика Аристарха, мученика Гавриила и мученицы Анны (1937 год); священномученика Феодора пресвитера (1940 год); память священномученика Сергия пресвитера (1941 год).

за что были убиты все эти мученики? Кем они были, как жили?
Вот прочитал про жизнь мученицы Анны (Зерцаловой) и содрогнулся обыденной простоте душевного подвига и злодейства в те годы...

Анна Ивановна Зерцалова (31 января 1870, Москва — 27 ноября 1937, Бутовский полигон) — духовная писательница, святая Русской православной церкви, причислена к лику святых как преподобномученица в 2000 году для общецерковного почитания.



Происходила из дворянского рода, была очень образованным и глубоко верующим человеком. Ее отец, Иван Алексеевич Зерцалов, был губернский секретарь, состоял на службе в управлении Смоленской железной дороги.
Девочка росла не очень религиозной.
Но придя по совету подруги в храм посвященный святым равноапостольным Константину и Елене, она встретила там выдающегося пастыря о. Валентина Амфитеатрова, и тогда началось возрождение души Анны Ивановны. Она стала его духовной дочерью. Анне Ивановне предстояло ехать в Ярославскую губернию, куда в качестве учительницы рекомендовала ее родственница. Анна Ивановна попала в семью убежденных безбожников. Для молодой христианки жизнь в семье стала исповедничеством. "Сколько деликатных намеков и насмешек приходилось мне выслушивать по поводу моего обособленного религиозного настроения!" - вспоминала она. Мать семейства не позволяла воспитывать ей своих детей, и потому Анна Ивановна после уроков была совершенно свободна. Имея время она устроила школу грамотности в деревне, собирала деревенских детей и занималась с ними. После ее отъезда начинанием это не прекратилось, и на основе ее школы возникло училище. Деятельность Анны Ивановны по просвещению деревенских детей, чуждая материальной расчетливости, расположила в конце концов к ней ее работодателей. Ей стали готовить постную пищу, стали давать лошадей для поездки в храм. Через семь месяцев она по благословению о. Валентина покинула семью, вернувшись в Москву, она стала активной прихожанкой храма. О.Валентин помог найти ей учеников, и она с утра до вечера занималась с ними. Почти 20 лет она духовно окормлялась у о. Валентина. В 1908 г. о.Валентин скончался.
Еще при жизни о. Валентина Анна Ивановна собирала свидетельства благодатной помощи старца, рассказы духовных детей. Посещая Архангельский собор, она записывала проповеди, произносимые о. Валентином. В 1910 г., через 2 года после смерти о. Валентина, она издала первую книгу о нем, в которой содержалось его жизнеописание и описывались чудеса, происшедшие по его молитвам. До революции она издала 4 книги о протоиерее о. Валентине Амфитеатрове (каждая книга - тиражом 1000 экземпляров).

Анна Зерцалова всю жизнь прожила в Москве. После смерти родителей она давала частные уроки на дому. В 1916 г. она получила от одной благодетельницы (матушки Евдокии) 3000 руб. на постройку дома. Дом на полученные пожертвования Анна Ивановна построила вблизи Ваганьковского кладбища, чтобы жить недалеко от могилы своего духовного отца и записывать происходившие на могиле чудеса. В результате составилась книга, которую она напечатала после 1917 г. на машинке в количестве 20-25 экземпляров. Она активно размножалась верующими.
В 1932 г. этот дом у нее отобрали и национализировали, а ее саму лишили избирательных прав. Во время "паспортизации" ей, как бывшей домовладелице и "лишенке", было отказано в выдаче паспорта и предписано выехать за стокилометровую зону.

Но Анна Ивановна не выехала из Москвы, а продолжала жить в Москве, не имея паспорта, на нелегальном положении. Жила у своих верующих друзей и единомышленников, которые во всем помогали ей. Анна Ивановна вела строгий образ жизни, ходила всегда в темной одежде. Она по-прежнему занималась педагогической деятельностью, обучала детей Закону Божьему, чтению, музыке, письму. Деньги за уроки брать отказывалась, а когда ее уговаривали, то она все раздавала бедным. Последние годы Анна Ивановна жила у своей знакомой в Москве, Елизаветы Михайловны, на Кудринской площади. Оставшись в Москве, последующие 5 лет она посвятила прославлению среди верующих протоиерея Валентина Амфитеатрова как подвижника благочестия. Записывала случаи исцелений по его молитвам, распространяла фотографии и книги о нем, направляя людей на его могилу.

По другим сведениям, Анна Зерцалова выезжала за 101 километр. Она жила некоторое время в с. Боршово Серебряно-Прудского района Московской области в семье Будановой Анны Михайловны, сестры своей знакомой Орловой Елизаветы Михайловны. Затем Анна Ивановна жила с Елизаветой Михайловной в доме на Кудринской площади. Они бедствовали, ни Анна Ивановна, ни Елизавета Михайловна не получали пенсию.

Елизавета Михайловна почти прекратила общение со своими родственниками, т.к. боялась за жизнь и свободу Анны Ивановны. По рассказам знакомых, они никому не открывали дверь просто так. Задняя стена квартиры выходила на черную лестницу, нужно было предварительно постучать монеткой в эту стену, тогда открывали дверь. Как оказалось, страх был небезосновательным. Октябрьским утром 1937 года Анна Ивановна вышла из дома и пропала. Елизавета Михайловна искала ее, но в этот день был сильный туман, а Анна Ивановна уже плохо видела, и Елизавета Михайловна подумала, что она могла попасть под машину, или подвергнуться разбойному нападению. Она так думала до конца своей жизни.





Анна Зерцалова была арестована 27 октября 1937 года. В справке на арест говорилось "она является активной участницей к/р церковно-монархической группировки. В к/р целях прославляет как "прозорливицу" монашку Матрону Конюхову и как "святого" умершего попа Амфитеатрова, организует к ним паломничество верующих".

Следствие желало представить к осуждению целую "контрреволюционную церковно-монархическую группу". С этой целью в одно следственное дело были соединены Анна Зерцалова и почитатели памяти другого подвижника благочестия - иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева) (Гаврина А.П., Емельянова И.А., Гончаровой П.Ф. и др.).


— Кто является автором книг жизнеописаний священника Валентина Амфитеатрова и чудес, якобы происшедших по его молитвам?
— Автором книг жизнеописаний священника Валентина Амфитеатрова и чудес, происшедших по его молитвам при жизни, а равно и после его смерти, являюсь я, Анна Ивановна Зерцалова. Первую книгу я выпустила примерно в 1910 году, то есть через два года после его смерти, отпечатав ее в типографии. До революции я издала четыре книги тиражом каждая книга по тысяче экземпляров. После революции я издала пятую книгу об исцелениях на могиле священника Валентина Амфитеатрова. Последняя книга уже издавалась не типографским способом, а была отпечатана на пишущей машинке в количестве 20-25 штук. Ввиду того, что тираж последней книги был ограничен, а число желающих иметь таковую превышало его в несколько десятков раз, почитатели священника Валентина Амфитеатрова переписывали ее, и она распространялась в рукописях.

— Вы возводите клевету на советскую власть и граждан СССР, заявляя, что они враждебно настроены к советской власти. Вы это подтверждаете?
— Нет, я это клеветой не считаю. Я сама вижу, как советская власть разрушает наши храмы, высылает наше духовенство и уничтожает церковные книги; в школах запрещено преподавание слова Божьего; все это свидетельствует о гонении со стороны советской власти на религию. Это видят другие верующие, и это вызывает у них недовольство.

— Следствие располагает данными, что вы среди своих единомышленников распространяли контрреволюционные провокационные слухи, что советская власть есть власть антихриста.
— Это я отрицаю.



Осуждена тройкой при УНКВД по Московской области 23 ноября 1937 г. Обвинена в том, что она "является активной участницей контрреволюционной церковно-монархической группировки, в контрреволюционных целях прославляла могилу умершего попа Амфитеатрова Валентина, на которую организовывала паломничества верующих, и инсценировала "чудеса". Среди почитателей попа Валентина распространяла фотокарточки с его изображением". Приговорена к расстрелу.

Была расстреляна и похоронена в Бутово, на так называемом полигоне НКВД 27 ноября 1937 г. Реабилитация состоялась 30 июня 1989 года.
В августе 2000 года причислена к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Елена Бочарова. День расстрела — 27 ноября
Мученица Анна (Зерцалова)
Зерцалова Анна Ивановна


Вот так легко и просто убили безобидную старую женщину, никому не сделавшую зла.
Не троцкистка, не террористка, не агент иностранных разведок. Всего лишь старушка, чье "преступление" состояло в том, что она не могла забыть своего духовного наставника. Лишена средств к существованию. Расстреляна в 67 лет.
И это всего лишь одна из многих и многих жертв безбожного большевицкогорежима...

Вечная память.
Tags: Православие, календарное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments