tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
tverdyi_znak
tverdyi_znak

Categories:

"Атака века" - подвиг или преступление? 65 лет со дня гибели "Вильгельма Густлоффа"



65 лет назад, 30 января 1945 года, был потоплен  «Вильгельм Густлофф» (нем. Wilhelm Gustloff) — германский пассажирский лайнер, принадлежавший немецкой организации «Сила через радость» (нем. Kraft durch Freude - KdF), с 1940 плавающий госпиталь.
Его гибель была одной из крупнейших по числу жертв морских катастроф - по официальным данным, в ней погибло 5 348 человек, а по оценкам ряда историков реальные потери могли составлять от восьми до девяти с лишним тысяч жертв.
И до сих пор идут споры, что это было - выдающийся подвиг или чудовищное преступление?

История корабля во многом символична и полна мистических совпадений. Например, «Вильгельм Густлофф» был атакован и потоплен советской подводной лодкой С-13 под командованием Маринеско 30 января 1945 года -  ровно через 50 лет после дня рождения (1895 г.) человека, в честь которого был в итоге назван корабль (партфункционера Густлоффа) и ровно через 12 лет после прихода к власти (1933 г.) человека, в честь которого был назван первоначально (Гитлера)... Вдобавок, 30 января 1945 года исполнилось 30 лет с того дня, когда атакуя французский порт Гавр, Германия впервые использует подводные лодки...

В новостной ленте пишут следующее:

30 января 1945 года в результате беспримерной торпедной атаки на Балтике, в Данцигской бухте, экипаж С-13 уничтожил тысячи элитных гитлеровских офицеров-подводников на борту германского суперлайнера «Вильгельм Густлов».
Адольф Гитлер объявил Александра Маринеско своим личным врагом № 1.
На плавучей учебной базе немецких подводников водоизмещением почти 25,5 тысячи тонн, находилось более 10 тысяч человек, в том числе около 3600 обученных моряков-подводников, или 70 экипажей подводных лодок. С их помощью гитлеровская Германия планировала установить морскую блокаду Великобритании.
А всего через десять дней, в том же походе, подлодка С-13 потопила в Балтийском море еще и крейсер «Генерал фон Штойбен», на борту которого было около трех тысяч фашистских солдат и офицеров.
Подвиги прославленного экипажа подводной лодки С-13 и ее командира, «атака века», проведенная вопреки всем хрестоматийным канонам военной науки, значение тех событий десятилетиями замалчивались. Благодаря настойчивости общественной организации «Комитет Маринеско», ветеранов флота, поддержки командования Балтийского флота заслуги Александра Маринеско перед Родиной и его подвиги получили достойную оценку. В 1990 году, уже после его смерти, легендарному подводнику было присвоено звание Героя Советского Союза.
Сегодня ветераны-подводники, офицеры Балтийского флота, преподаватели и курсанты Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, жители города по традиции придут на Набережную имени Маринеско. Они возложат цветы к подножию памятника знаменитому подводнику, установленному здесь в 2001 году. Командир С-13 словно замер у перископа своей субмарины, вглядываясь в морскую даль.
В Калининграде в ознаменование памятной даты состоится митинг, в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота пройдет научная конференция, посвященная 65-й годовщине подвига экипажа С-13.

http://news.mail.ru/society/3314514/print/

Очень трогательно и патриотично. Но... неправда.
Однако, что же было на самом деле?
(много букв и фотографий)



Гитлер никогда не объявлял Маринеску своим личным врагом - это выдумка.
Фантазией является и байки про "тысячи элитных офицеров-подводников", которые якобы должны были подвергнуть Англию  морской блокаде... И это в 1945 году-то?!

И прогулочный лайнер, ставший в годы войны плавучим госпиталем не мог быть "плавучей базой".
Что такое плавучая база? Это не просто места для отдыха и учебные классы (под которые теоретически можно подвести и кают-компании с учебниками на столах), но это и возможность швартовать, обслуживать, ремонтировать военные суда ( в данном случае подлодки), возможность стабильной заправки этих военных или тренировочных судов, стационарность, отсутствие на борту гражданских ( это крайне необходимо для предотвращения утечки информации), нахождение в закрытых от противника шхерах (фьордах), защита, как от авиации, так и от возможного захвата, уничтожения на месте дислокации или пассивной разведки, при выходе на учения - возможность пополнения запасов в стационарных либо временных базах и так далее. Ничего этого на «Вильгельме Густлоффе» в помине не было.

На самом деле корабль  был наполнен раненными, медсестрами и, в основной своей массе - беженцами, преимущественно женщинами и детьми. Может ли быть названо подвигом торпедирование этого корабля, где, между прочим,  погибших было больше, чем на знаменитом "Титанике"?
Два эсминца, болтающихся в отдалении от беззащитного корабля, названные потом "сильнейшим охранением" - не могли помешать командеру лодки потопить практически беспомощный корабль... Здесь, увы, гордиться нечем....


Когда фашисты топили гражданские корабли с ранеными -это называлось подлостью и преступлением.
Когда советская подлодка  утопила 
«Вильгельм Густлофф» вместе с тысячами беженцев - это назвали подвигом....

Но был ли Маринеско (Маринеску) "кровожадным русским злодеем"? И фамилия-то не очень русская, да и обстоятельства не говорят о том, что Маринеско специально охотился за раненными и детьми...
Как же все произошло,  что привело к страшной трагедии?
Попробуем разобраться всесторонне....



«Густлофф». Церемония закрутки первого болта.
Гамбург, 1 августа 1936 года.


... А  началось все с того, что после прихода к власти в 1933 г. Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) во главе с Адольфом Гитлером, одним из её направлений деятельности стало создание широкой системы социального обеспечения и услуг, что дало бы возможность увеличить социальную базу поддержки политики нацистов среди населения Германии. Уже в середине 30-х годов рядовой немецкий рабочий по уровню услуг и льгот, которые ему полагались, выгодно отличался от рабочих в других странах Европы.

Для распространения влияния идей национал-социализма и организации досуга рабочего класса были созданы такие организации, как «Сила через радость» (нем. Kraft durch Freude — KDF), которая входила в Немецкий трудовой фронт (DAF). Главной целью этой организации было создание системы отдыха и путешествий для немецких рабочих. Для воплощения этой цели,  была построена целая флотилия пассажирских судов для предоставления дешёвых и доступных путешествий и круизов. Флагманом этого флота должен был стать новый комфортабельный лайнер, который авторы проекта планировали назвать именем немецкого фюрера — «Адольф Гитлер».
Однако всё изменилось из-за того, что 4 февраля 1936 года в Давосе еврейским студентом Давидом Франкфуртером был убит малоизвестный до этого времени швейцарский активист НСДАП Вильгельм Густлофф.



История его гибели приобрела скандальную огласку, особенно в Германии, учитывая национальность убийцы. Для нацистских пропагандистов убийство немца, к тому же лидера национал-социалистов Швейцарии, стало идеальным подтверждением нацистской теории заговора мирового еврейства против немецкого народа. Из одного из рядовых лидеров зарубежных нацистов Вильгельм Густлофф превратился в «символ страдания» ( Blutzeuge). Он был похоронен с государственными почестями, в его честь по всей Германии прошли многочисленные митинги, которые искусно эксплуатировала государственная пропаганда, его именем были названы самые разнообразные объекты в Германии.

В связи с этим, когда в 1937 году круизный лайнер, заказанный на верфи «Блом & Фосс», уже был готов для спуска на воду, немецкое руководство решило увековечить имя «героя нацистского дела и страдания за немецкий народ». По инициативе Гитлера новый лайнер было решено назвать «Вильгельм Густлофф». На торжественный спуск на воду 5 мая 1937 года, кроме основных лидеров нацистского режима, также прибыла и вдова Густлоффа, которая на церемонии по традиции «на счастье» разбила бутылку шампанского о борт лайнера.


May 5, 1937: As Adolf Hitler watches Wilhelm Gustloff's widow, Hedwig Gustloff, breaks a bottle of
champagne on the bow christening the ship at the launch ceremony. The ship is named after the former head of the Swiss Nazi Party who was assassinated by David Frankfurter on Feb. 4, 1936.



Спуск на воду. «Вильгельм Густлоф»

Размеры теплохода впечатляли: длина 208,5 м, ширина - 23,5 м, высота надводного борта - 17,3 м, полная высота "от киля до клотика" - 58 м, осадка - 7 м. В движение с максимальной скоростью 15,5 узлов его приводили четыре восьмицилиндровых двухтактных дизеля общей мощностью 9500 л.с. Судно было рассчитано на перевозку 1463 пассажиров при штатной численности экипажа в 417 человек.

С технологической точки зрения «Вильгельм Густлофф» не был исключительным кораблем. Его двигатели были средней мощности, и он не был построен для быстрых путешествий, а скорее для медленных, комфортных круизов. Но с точки зрения удобств, оборудования и приспособлений для отдыха этот лайнер действительно был одним из лучших в мире. В отличие от других судов такого класса, «Густлофф», в подтверждение «бесклассового характера» нацистского режима, имел каюты одинакового размера и одинакового отличного удобства для всех пассажиров. Лайнер имел 10 палуб. Одной из новейших технологий, применённых на нём, был принцип открытой палубы с каютами, которые имели на неё прямой выход и ясный обзор пейзажей. Лайнер был рассчитан на 1 500 человек. К их услугам были предоставлены шикарно украшенный бассейн, зимний сад, большие просторные залы, музыкальные салоны, несколько баров.












Кроме сугубо технических нововведений и наилучших приспособлений для незабываемого путешествия, «Вильгельм Густлофф», стоивший 25 миллионов марок, являл собой своеобразный символ и средство пропаганды властей Третьего рейха. По словам Роберта Лея, возглавлявшего Немецкий трудовой фронт, лайнеры, подобные этому, могли:
« ...предоставить возможность, по воле фюрера, слесарям Баварии, почтальонам Кёльна, домохозяйкам Бремена по крайней мере раз в году осуществить доступное по цене морское путешествие на Мадейру, по побережью Средиземного моря, к берегам Норвегии и Африки»

Для граждан Германии путешествие на «Густлоффе» должно было быть не только незабываемым, но и доступным по цене, невзирая на социальное положение. Например, пятидневный круиз по побережью Италии стоил лишь 150 рейхсмарок, тогда как средний месячный заработок рядового немца равнялся 150—250 рейхсмаркам. Для сравнения, стоимость билета на этом лайнере составляла лишь третью часть от стоимости подобных круизов в Европе, где их могли себе позволить только представители зажиточных слоев населения и знати. Таким образом, «Вильгельм Густлофф» своими удобствами, уровнем комфорта и доступностью не только закреплял расположение немецкого народа к нацистскому режиму, но и также должен был демонстрировать всему миру преимущества национал-социализма.

После торжественного спуска судна на воду прошло 10 месяцев, прежде чем «Вильгельм Густлофф» прошёл ходовые испытания в мае 1938 года. За это время была закончена отделка и обустройство интерьера лайнера. В качестве благодарности, строителей судна взяли на двухдневный круиз по Северному морю, который квалифицировался как испытательный. Первый официальный круиз состоялся 24 мая 1938 года, и почти две трети его пассажиров были гражданами Австрии, которую Гитлер намеревался вскоре присоединить к Германии. Незабываемое путешествие имело целью ошеломить уровнем сервиса и удобств австрийцев — участников круиза — и убедить других в преимуществах союза с Германией. Круиз стал настоящим триумфом, свидетельством достижений новой власти Германии. Мировая пресса восторженно описывала впечатления участников круиза и невиданную роскошь на борту лайнера. Даже сам Гитлер прибыл на лайнер, символизировавший все лучшие достижения страны под его руководством. Когда же ажиотаж вокруг этого символа гитлеровского режима несколько стих, лайнер начал выполнять задание, ради которого был построен, — предоставлять доступные, комфортабельные круизы рабочим Германии.





Хотя «Вильгельм Густлофф» предлагал действительно незабываемые и дешёвые путешествия и круизы, в истории он также остался как яркое средство пропаганды нацистского режима. Первый удачный, хоть и не запланированный, случай произошёл во время спасения моряков английского судна «Пегуэй», терпевшего бедствие 2 апреля 1938 года в Северном море. Отвага и решительность капитана была отмечена не только мировой прессой, но и английским правительством — капитан был награждён, а на судне позже установили памятную доску. Благодаря этому случаю, когда 10 апреля «Густлоффа» используют в качестве плавучего избирательного участка для немцев и австрийцев Великобритании, участвующих в плебисците о присоединении Австрии, о нём уже благосклонно писала не только британская, но и мировая пресса. Для участия в плебисците почти 2 000 граждан обеих стран и большое количество корреспондентов отплывали в нейтральные воды вблизи побережья Великобритании. Лишь четверо из участников этого события воздержались. Западная, и даже британская коммунистическая пресса была в восторге от лайнера и достижений Германии. Использование такого совершенного судна в плебисците символизировало то новое, что нацистский режим внедрял в Германии.


Пассажирский лайнер Вильгельм Густлофф (Wilhelm Gustloff). Pocztówka (почтовая открытка) z roku 1938.

Флагман круизного флота «Вильгельм Густлофф» провел в море всего полтора года и осуществил 50 круизов в рамках программы «Сила через радость». На его борту побывали около 65 000 отдыхающих. Обычно в теплый сезон лайнер предлагал путешествия по Северному морю, побережью Германии, норвежским фьордам. Зимой лайнер ходил в круизы по Средиземному морю, побережью Италии, Испании и Португалии.



Для многих, несмотря на такие незначительные неудобства, как запрет на выход на берег в странах, которые не поддерживали нацистский режим, эти круизы остались незабываемым и самым лучшим временем из всего периода нацистского господства в Германии. Многие рядовые немцы воспользовались услугами программы «Сила через радость» и были искренне благодарны новому режиму за предоставление возможностей отдыха, не сравнимого с другими странами Европы.

Хм, Сталин советским гражданам таких радостей не дарил. Но его до сих пор хвалят сталинисты...



Помимо круизной деятельности, «Вильгельм Густлофф» оставался судном в государственной собственности и вовлекался в различные мероприятия, проводимые правительством Германии.
20 мая 1939 году «Вильгельм Густлофф» впервые перевозил войска — немецких добровольцев легиона «Кондор», принимавшего участие в гражданской войне в Испании на стороне Франко. Прибытие судна в Гамбург с «героями войны» на борту вызвало большой резонанс по всей Германии, и в порту устроили специальную церемонию встречи с участием лидеров государства.


Последний круиз лайнера состоялся 25 августа 1939 года. Неожиданно во время запланированного рейса в середине Северного моря капитан получил зашифрованный приказ срочно вернуться в порт. Время круизов окончилось — менее чем через неделю Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война.

С началом войны почти все суда KDF оказались на военной службе. «Вильгельм Густлофф» был переоборудован в госпитальное судно (нем. Lazarettschiff) и приписан к ВМС Германии. Лайнер был перекрашен в белый цвет и обозначен красными крестами, что должно было защитить его от нападения согласно Гаагской конвенции.


 «Вильгельм Густлофф» - госпитальное судно

Первые пациенты начали прибывать на борт уже во время войны против Польши в октябре 1939 года. Даже в таких условиях власти Германии использовали судно как средство пропаганды — как свидетельство гуманности нацистского руководства, большинством из первых пациентов были раненые пленные поляки. Со временем, когда немецкие потери стали ощутимыми, судно отправили в порт Готенгафен (Гдыню), где оно взяло на борт ещё больше раненых, а также немцев (фольксдойче), эвакуированных из Восточной Пруссии.



«Вильгельм Густлофф» также принимал раненых во время захвата Норвегии летом 1940 года, а затем готовился к транспортировке войск в случае вторжения в Великобританию. Однако в связи с провалом немецких попыток покорить её эти планы не были осуществлены, и судно отправили в Данциг, где долечивались последние 414 раненых. Служба судна как военного госпиталя закончилась — по решению руководства ВМС его приписали к школе подводников в Готенхафене. Лайнер опять перекрасили в серый камуфляжный цвет, и он потерял защиту Гаагской конвенции, которую имел раньше.

С приближением конца войны ситуация начала изменяться не в пользу Германии — множество городов страдали от налетов союзной авиации. 9 октября 1943 года Готенхафен был подвергнут бомбардировке, в результате которой было потоплено другое судно прежнего KDF, а сам «Вильгельм Густлофф» получил повреждения.

Во второй половине 1944 года фронт подошёл совсем близко к Восточной Пруссии. Немцы Восточной Пруссии  боялись  мести со стороны Красной Армии. К тому же как советская пропаганда искусно использовала сведения о зверствах немцев для укрепления боевого духа советских воинов и призывов к мести, так и немецкая живописала «ужасы советского наступления». Эта  пропаганда привела  к усилению паники среди мирного населения с приближением фронта, и миллионы людей стали беженцами.

На начало 1945 года уже значительное количество людей в панике спасались бегством от наступающей Красной Армии. Многие из них следовали к портам на побережье Балтийского моря. Для эвакуации огромного количества беженцев по инициативе немецкого адмирала Карла Дёница была осуществлена специальная операция «Ганнибал», которая вошла в историю как крупнейшая в истории эвакуация населения морем. Во время этой операции почти 2 миллиона человек мирного населения были эвакуированы в Германию — на больших судах, как «Вильгельм Густлофф», а также на сухогрузах и буксирах.

В рамках операции «Ганнибал» 22 января 1945 года «Вильгельм Густлофф» начал принимать на борт беженцев. Сначала людей размещали по специальным пропускам — в первую очередь несколько десятков офицеров-подводников, несколько сот женщин из флотского вспомогательного дивизиона и почти тысячу раненых солдат. Позже, когда в порту собрались десятки тысяч людей и ситуация осложнилась, начали впускать всех, предоставляя преимущество женщинам и детям. Поскольку запроектированное количество мест были всего 1 500, беженцев начали размещать на палубах, в переходах. Женщин-военнослужащих разместили даже в пустом бассейне.



На последних этапах эвакуации паника усилилась настолько, что некоторые женщины в порту в отчаянии начали отдавать своих детей тем, кому удалось подняться на борт, в надежде хотя бы таким образом их спасти. Под конец, 30 января 1945 года, офицеры экипажа судна уже перестали считать беженцев, количество которых перевалило за 10 000...

По современным оценкам на борту должно было находиться 10582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок (2. U-Boot-Lehrdivision), 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих, и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей.



Вопреки рекомендациям идти зигзагом, чтобы осложнить атаку подводных лодок, было решено идти прямым курсом со скоростью в 12 узлов, поскольку коридор в минных полях не был достаточно широким и капитаны надеялись таким образом быстрее выбраться в безопасные воды; кроме того, корабль испытывал недостаток топлива. Лайнер не мог развить полную скорость из-за полученных при бомбардировках повреждений. К тому же торпедолов TF-19 вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, и в охранении остался только один миноносец «Лев» (Löwe). В 18:00 поступило сообщение о конвое тральщиков, который якобы шёл навстречу, и, когда уже стемнело, было приказано включить ходовые огни, чтобы предотвратить столкновение. В действительности же никаких тральщиков не было, и обстоятельства появления этой радиограммы так и остались невыясненными до сих пор.  По другим данным, секция тральщиков вела траление навстречу конвою, и появилась позднее данного в оповещении времен

Когда командир советской подводной лодки С-13 Александр Маринеско увидел ярко освещённый, вопреки всем нормам военной практики, «Вильгельм Густлофф», то в течение двух часов следовал за ним в надводном положении, выбирая позицию для атаки. Даже здесь судьба подвела «Густлофф», поскольку обычно субмарины были неспособны догнать надводные корабли, но капитан Петерсон шёл медленнее проектной скорости, учитывая значительное переполнение пассажирами и неуверенность относительно состояния корабля после многолетней бездеятельности и ремонта после бомбардировки. В 19:30, так и не дождавшись тральщиков, Петерсон дал команду потушить огни, но уже было поздно — Маринеско выработал план атаки.

Около девяти часов С-13 зашла со стороны берега, где её менее всего могли ожидать, и с дистанции менее 1 000 м в 21:04 выпустила первую торпеду с надписью «За Родину», а затем ещё две — «За советский народ» и «За Ленинград». Четвёртая, уже взведенная торпеда «За Сталина», застряла в торпедном аппарате и едва не взорвалась, но её удалось обезвредить, закрыть люки аппаратов и погрузиться.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Первой мыслью пассажиров было, что они наскочили на мину, но капитан Петерсон понял, что это была субмарина, и его первыми словами было: Das war’s ("Вот и всё").

Те пассажиры, которые не погибли от трёх взрывов и не утонули в каютах нижних палуб, в панике бросились к спасательным шлюпкам. В этот момент оказалось, что приказав закрыть, согласно инструкции, водонепроницаемые отсеки в нижних палубах, капитан нечаянно заблокировал часть команды, которая должна была заняться спуском шлюпок и эвакуацией пассажиров. Поэтому в панике и давке погибло не только много детей и женщин, но также многие из тех, кто выбрался на верхнюю палубу. Они не могли спустить спасательные шлюпки, потому что не умели этого делать, к тому же многие шлюпбалки обледенели, а судно уже получило сильный крен. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, уже полную людей. Примерно через час после атаки «Вильгельм Густлофф» полностью затонул.

Миноносец «Лев» (бывший корабль голландского ВМФ) первым прибыл на место трагедии и начал спасение уцелевших пассажиров. Поскольку в январе температура уже была —18 °C, оставалось всего несколько минут до того, как наступало необратимое переохлаждение организма. Несмотря на это, кораблю удалось спасти 472 пассажира со шлюпок и из воды. На помощь также подошли корабли охранения другого конвоя — крейсера «Адмирал Хиппер», который тоже, кроме команды, ещё имел на борту около 1 500 беженцев. Из-за опасения атаки субмарин он не остановился и продолжал удаляться в безопасные воды. Другим кораблям (под «другими кораблями» понимается единственный эсминец Т-38, — на «Леве» не работала ГАС, «Хиппер» ушёл) удалось спасти ещё 179 человек.

Немногим больше чем через час новые корабли, которые пришли на помощь, смогли выловить только мёртвые тела из ледяной воды. Позже малый посыльный корабль, который прибыл на место трагедии, неожиданно нашёл, через семь часов после потопления лайнера, среди сотен мёртвых тел незамеченную шлюпку и в ней живого младенца, закутанного в одеяла, — последнего спасённого пассажира «Вильгельма Густлоффа»...

Осматривавший последнюю встреченную лодку матрос Вернер Фик увидел в ней странный сверток больших размеров. Подойдя к нему и размотав угол моряк увидел голову годовалого ребенка, который все еще подавал признаки жизни! Немедленное медицинское вмешательство спасло жизнь мальчика. Впоследствии бездетный Вернер Фик усыновил младенца, став, таким образом, единственным человеком, для которого страшная ночь гибели "Густлофа" стала самым счастливым днем в жизни.

В результате выжить удалось, по разным оценкам, от 1 200 до 2 500 человек из более чем 10 тысяч находившихся на борту. По максимальным оценкам, потери оцениваются в 9 343 жизни.

***
Некоторые немецкие историки упорно проталкивают версию о том, что в районе катастрофы «Густлоффа» находилась, по крайней мере, еще одна советская подводная лодка.
Вот как описывает этот эпизод немецкий военный историк Гвидо Кнопп в своей книге «Гибель «Густлоффа» (издательство «Экон Ульштайн», Мюнхен, 2002 г.). По его версии «С-13» или другая русская подводная лодка атаковала, по крайней мере, один раз миноносец «Т-36», прибывший через сорок минут к месту катастрофы и заставший «Густлофф» еще на плаву. В 00:25 01.02.1945 раздался крик: «Торпеды по встречному курсу!». Лишь с большим трудом удалось командиру миноносца капитан-лейтенанту Херингу резко повернуть корабль на правый борт и избежать атаки».

В описании этого эпизода имеются удивительные расхождения в сообщениях спасшихся после катастрофы и в советских источниках. Историограф «Густлоффа» Хайнц Шён нашел в ходе своих исследований целый ряд свидетелей, которые сообщали, что сразу после гибели лайнера видели в море рубку подводной лодки и даже слышали, как подводники разговаривали между собой по-русски. Однако советские источники нигде не сообщают о всплытии «С-13» в этот момент. Бортовой журнал подводной лодки также подтверждает, что она уже ушла под воду. Может быть, в районе катастрофы находилась еще одна подводная лодка?

Хорст Манковка, подводник из 2-й учебной дивизии подводных сил, рассказывает: «Я стоял у борта. К тому времени «Густлофф» уже сильно накренился. Вдруг я увидел подводную лодку. Вначале я подумал, это немецкая лодка и сказал стоявшим рядом женщинам: «Успокойтесь, это подошли спасательные суда». Но затем я увидел, как с рубки вниз спускаются три человека, которые побежали вперед и начали разворачивать орудие. Тогда я осознал, что это должны быть русские. Через короткое время они вернулись в рубку, и лодка ушла».

Урсула Биркле, беженка из Восточной Пруссии подтвердила высказывание Манковки: «Тут появилось что-то длинное и черное, которое вдруг возникло из ниоткуда. Мы увидели орудие, направленное на нас. Затем лодка вновь исчезла».

Один из последних ныне здравствующих членов экипажа советской подводной лодки Алексей Астахов, проживающий в Кронштадте, утверждает, что «С-13» сразу же погрузилась и отошла от места торпедной атаки. Русские архивные материалы нигде не упоминают о повторном нападении подводной лодки. Все опубликованные документы говорят лишь об уходе «С-13» из опасной зоны под шквалом глубинных бомб.

Крупнейший специалист по истории военно-морских флотов периода Второй мировой войны немецкий профессор Юрген Ровер считает, что Маринеско упустил блестящую возможность атаковать один из самых крупных кораблей военно-морских сил Германии – тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». Поскольку миноносец «Т-36» все еще подбирал уцелевших пассажиров «Густлоффа», то дрейфовавший рядом крейсер представлял для командира подводной лодки заманчивую цель. Но вне всяких сомнений советский подводник переоценил силу конвойного охранения «Хиппера». Тем не менее, советская подводная лодка настолько угрожала тяжелому крейсеру «Адмирал Хиппер», что тот был вынужден спасаться бегством, дав полный ход прямо через находившихся в этот момент в воде пассажиров «Густлоффа».

По данным Ровера, сверенным им с российскими источниками, в этот момент в Балтийском море находились семь советских подводных лодок:

«Щ-307» капитан-лейтенанта Калинина (4.1 – 3.2 45) – в районе Либау.
«С-13» капитана 3-го ранга Маринеско (11.1 –15.2.45) – в районе отмели Штольпебанк.
«Щ-318» капитана 3-го ранга Лошкарева – в районе Мемеля.
«Щ-407» капитан-лейтенанта Бочарова – вначале перед островом Борнхольм, затем в центральной Балтике и перед Данцигской бухтой и полуострова Хель.
«Л-3» капитана 3-го ранга Коновалова (23.1 – 8.2.45) – постановка мин в районе Виндау.
«К-51» капитана 3-го ранга Дроздова (23.1 – 21.2.45) – в районе Кольберга, затем севернее Борнхольм и в Померанской бухте.
«М-90» капитан-лейтенанта Русина (29.1 – 9.245) – в районе Виндау.

Могла ли какая-либо из них также принять участие в атаке на немецкие корабли в этом районе? Теоретически, да. Однако конкретный ответ может быть дан лишь после того, как будут проанализированы данные из вахтенных журналов советских лодок.
(Лебедев Ю. Как погибал лайнер «Вильгельм Густлофф»?)

 
***
В некоторых немецких публикациях в годы холодной войны, потопление «Густлоффа» называется преступлением против мирного населения, таким же, как бомбардировка Дрездена союзниками. Однако исследователь катастрофы Гейнц Шён  полагает, что лайнер представлял собой военную цель и его потопление не являлось военным преступлением, так как: суда, предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны были быть обозначены соответствующими знаками — красным крестом, не могли носить камуфляжную окраску, не могли идти в одном конвое вместе с военными судами. На их борту не могли находиться какие-либо военные грузы, стационарные и временно размещённые орудия ПВО, артиллерийские орудия или иные аналогичные средства.

«Вильгельм Густлофф» был боевым кораблём, на который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь, с того момента как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота. Таким образом, «Густлофф» являлся законной военной целью советских подводников, ввиду следующих фактов:
   1. «Вильгельм Густлофф» не являлся безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника;
   2. «Вильгельм Густлофф» являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии;
   3. «Вильгельм Густлофф» шёл в сопровождении боевого корабля флота Германии (миноносец «Лев»);
   4. Советские транспорты с беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для германских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году в Чёрном море, вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, «Армения», как и «Вильгельм Густлофф», нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью)

В Германии реакция на потопление «Вильгельма Густлоффа» на момент трагедии была довольно сдержанной. Немцы не разглашали масштабы потерь, чтобы не ухудшать моральное состояние населения ещё сильнее. Кроме того в тот момент немцы несли тяжёлые потери и в других местах. Однако по окончании войны в сознании многих немцев одновременная гибель стольких мирных людей и особенно тысяч детей на борту «Вильгельма Густлоффа» осталось раной, которую не заживило даже время. Вместе с бомбардировкой Дрездена эта трагедия остаётся одним из наиболее страшных событий Второй мировой войны для немецкого народа. Из четырёх капитанов, которые спаслись после гибели корабля, самый молодой, Колер, не выдержав чувства вины за трагедию «Вильгельма Густлоффа», вскоре после войны покончил жизнь самоубийством.

***
Если подвести краткие результаты "атаки века" , получается следующее: утоплен крупный пассажирский лайнер не имевший, сам по себе, ни боевого значения, ни военных грузов. На его борту погибло: из 918 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил 406 человек (44 процента), из 173 членов экипажа - 90 (52 процента), из 373 женщин-военнослужащих - 250 (67 процента), из почти 5150 беженцев и раненных - 4600 (89 процента). В последнюю цифру вошло почти 3000 детей. Естественно, что Маринеско не мог знать истинной цены своей победы, но те, кто исследовал обстоятельства победы (если они занимались этим всерьез) вслед за ним не могли всего этого не знать. Можно ли назвать достигнутый результат "подвигом" с точки зрения достигнутых результатов? Боюсь, что нет.

Между тем, в тени этой  раздутой "утки" оказался другой боевой эпизод.//
****
(продолжение следует)
Tags: история, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments