tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
tverdyi_znak
tverdyi_znak

Categories:

Умер Борис Плотников, сыгравший доктора Борменталя в «Собачьем сердце» и Сотникова в «Восхождении»



Народный артист России Борис Григорьевич Плотников, сыгравший доктора Борменталя в фильме «Собачье сердце», скончался в среду, 2 декабря, в возрасте 71 года.
Артист умер из-за коронавируса. Об этом сообщил Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, в котором актер работал на должности профессора кафедры. По словам Заславского, артист был госпитализирован незадолго до кончины, его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. «Он лежал с коронавирусом неделю на аппарате ИВЛ», — рассказал ректор ГИТИСа.

В СМИ пишут о Плотникове преимущественно, как об артисте, сыгравшем доктора Борменталя в экранизации булгаковского «Собачьего сердца». Но зрители будут помнить его и по другим главным ролям: достаточно сказать, что дебютировал в кино Борис Плотников в фильме гениальной Ларисы Шепитько... Помимо «Собачьего сердца» он сыграл в таких фильмах, как «Восхождение», «Емельян Пугачев», «Лес», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Дульсинея Тобосская», «Бой с тенью», а также снялся в сериалах «Годунов» и «Крылья империи». Он много лет отдал театру, работал в Московском театре сатиры, Театре российской армии и МХТ имени Чехова.
Звание народного артиста России Плотников получил в 1998 году.





Борис Плотников родился 2 апреля 1949 года в городе Невьянске (Свердловская область).
Окончил школу № 57 в городе Свердловске-44. Окончил Свердловское театральное училище (1970, курс Юрия Жигульского) и филологический факультет Уральского государственного университета (1983).
С 1970 по 1978 год служил в Свердловском ТЮЗе, где и сформировался его образ романтического героя, человека долга и чести (играл Фердинанда в «Коварстве и любви», Володю в «Вечно живых», Арамиса в «Трёх мушкетерах»).
С 1978 года на сцене Московского театра сатиры. С 1988 года — Центрального академического театра Советской Армии, с 2002 года — в труппе МХТ имени А. П. Чехова.

Борис Плотников с самых юных лет тянулся к театру — поэтому нет ничего удивительного в том, что, еще не закончив курса в Свердловском театральном училище, он поступил служить в местный ТЮЗ. Там и заметила его Лариса Шепитько, искавшая малоизвестного актера для главной роли в своей экранизации повести Василя Быкова «Сотников». Так Плотников дебютировал в 1976 году в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение», принёсшем ему всесоюзную известность.
Шепитько отвергла кандидатуры Николая Губенко и Андрея Мягкова — по причине их известности. Но в самом облике 25-летнего Плотникова (на сцене ТЮЗа всё еще игравшего по большей части сказочных персонажей) великий режиссер разглядела иконописные, страстотерпческие черты, которые она видела и в герое своей картины. Характерно, что киночиновники несколько раз отвергали выбор Шепитько, обвиняя ее в попытке «протащить на советский экран Иисусика».



Фильм «Восхождение» принес Плотникову всесоюзную и даже европейскую славу. Мрачная, жестокая, вечная история предательства и смерти с явными евангельскими параллелями в сюжете — хотя события и разворачиваются в разгар Великой Отечественной в белорусских лесах — получила «Золотого медведя» в Берлине и Государственную премию СССР. При этом сперва фильм едва не положили на полку — как «религиозную пропаганду». Спас картину неожиданный защитник — первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Петр Машеров. Для него был устроен специальный показ, и Машеров, сам в прошлом командир партизанского отряда, разрыдался прямо в кинозале — слишком обнажен в своей страшной правде этот фильм.
И немалую роль в этом сыграл именно Плотников — с его бездонными, полными скорби глазами. Как писала о фильме Шепитько знаменитая американская критик, режиссер и писательница Сьюзен Зонтаг, «никакая фотография и серия фотографий не может разворачиваться, забирать всё сильнее и сильнее так, как «Восхождение» советского режиссера Ларисы Шепитько — более волнующего фильма об ужасе войны я не видела».


Актер Борис Плотников в роли Сотникова в художественном фильме «Восхождение», 1977 год

Даже если бы Борис Плотников не сыграл в своей жизни больше ни одной роли в кино, его учитель Сотников навсегда вписал бы имя актера во все солидные киноэнциклопедии. Но в фильмографии Плотникова были потом и другие работы, может быть, меньшие по значимости, но никак не меньшие по масштабу проявленного дарования роли. И это не только образ доктора Борменталя, безусловный успех мастера, к тому времени уже полностью сложившегося как актера.





Достаточно вспомнить Белорецкого в «Дикой охоте короля Стаха», одном из главных кинохитов СССР конца 1970-х, или царевича Алексея в советско-американском телесериале «Петр Великий», где экранными партнерами Плотникова стали такие звезды международного масштаба, как Максимилиан Шелл, Омар Шариф и Ванесса Редгрейв. Надо заметить, что и на их фоне Борис Григорьевич показывал высочайший класс актерской школы.


Борис Плотников (слева) и Наталья Данилова (справа) на съемках фильма «Дублер начинает действовать», 1984 год


«Империя под ударом» (2000)

Десять лет работал в Театре Сатиры, а затем перешёл в Театр Советской Армии, где его невероятный дар раскрылся наиболее полно. Плотникову было дано высокое чувство трагического, которое проявлялось многоплановым внутренним состоянием. «Глаза — зеркало души» — это о нем. Москва ходила «на Плотникова». Невозможно было не видеть его Александра I в знаменитом спектакле «Павел I», где потрясал их дуэт с Олегом Борисовым. Князь Мышкин в «Идиоте», Алексей Иванович в «Игроке», Яго в «Отелло» — казалось, Достоевский и Шекспир писали для него.
Он был одним из первых, кого Олег Табаков, возглавив Художественный театр, пригласил в труппу. Их уже объединяла работа в «Табакерке» — там с 1997 года Борис Григорьевич играл главные роли в «Камере обскура» и «Прощайте… и рукоплещите!». Первой ролью на мхатовской сцене стал Маркиз де Шаррон в «Кабале святош» в 2001 году. Затем были «Художник, спускающийся по лестнице» (Мартелло), «Количество» (Солтер), «Копенгаген» (Вернер Гейзенберг), «Чайка» (Дорн), «Женитьба» (Жевакин). Параллельно он сотрудничал с театром «Et Cetera», выступал в авторских вечерах, посвящённых поэзии Серебряного века и русскому романсу, и буквально до последних дней продолжал выходить на сцену Театра Олега Табакова: там им сыграны десять ролей (в том числе Войницкий, Собакевич, Чебутыкин…), последняя премьера состоялась этой осенью – в спектакле Владимира Машкова «И никого не стало» Борис Плотников сыграл судью Уоргрейва.


Борис Плотников в роли Жевакина в сцене из спектакля «Женитьба», 2010 год


Борис Плотников - Мартелло, в сцене из спектакля «Художник, спускающийся по лестнице» по пьесе Тома Стоппарда, 2005 год


Актеры Сергей Угрюмов в роли Павла Асорина и Борис Плотников в роли Ивана Брагина (слева направо) в сцене из спектакля «Жена» в постановке Михаила Станкевича в Московском театре под руководством О.Табакова, 2012 год


Актеры Борис Плотников в роли военного доктора Ивана Чебутыкина и Евгений Миллер в роли подполковника Алексанра Вершинина (слева направо) в сцене из спектакля Александра Марина «Три сестры» по одноименной пьесе Антона Чехова в Московском театре под руководством Олега Табакова, 2014 год


Борис Плотников и Марианна Шульц на прогоне спектакля Ясмины Реза «Разговоры после погребения» в постановке Данила Чащина в Московском театре п/р О. Табакова, 2018 год

В 1992 году сыграл главную роль заключённого Данилова в мистерии композитора Алексея Рыбникова «Литургия оглашенных».
Являлся профессором кафедры Мастерства актёра, руководителем мастерской ГИТИСа.


Борис Плотников во время занятий в Российском институте театрального искусства - ГИТИСе, 2019 год

Автор книги «Моя надежда, мука и награда…».
В 1992 году Плотников был удостоен звания заслуженного артиста России, в 1998-м — народного артиста; в 2005 году «за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность» получил орден Почета.

Коллеги вспоминают об артисте на сайте МХТ:
Борис Григорьевич был актёром с тайной и подлинным аристократом духа. Как и многие его герои, и в искусстве, и в жизни он шёл особым путём, не подстраиваясь под стремительный век и не размениваясь на суету. При этой особости, даже обособленности, он был чутким партнёром и великолепным ансамблистом, настоящим мастером и рыцарем сцены. Работать и общаться с ним было счастьем.

Сергей Безруков, народный артист России, худрук Московского Губернского театра:
Борис Плотников — интеллигентнейший, мягкий человек, настоящий аристократ. Его восхождение началось с великого фильма Ларисы Шепитько — «Восхождение». Вот такое совпадение. И это была грандиозная актерская работа. Мы же с ним познакомились на спектакле «Прощайте... и рукоплещите!» Он играл главную роль — Гольдони, а я — Арлекина. Затем мы играли в спектакле «Похождение» Миндаугаса Карбаускиса... Это был очень тонкий, умный артист.


Борис Плотников в роли Карло Гольдони, Марина Зудина в роли Мадлены в спектакле «Прощайте...И рукоплещите!» по пьесе Александра Богдановича «Месть Гольдони», 1997 год

Николай Бурляев, народный артист России, президент фестиваля «Золотой витязь»:
Не стало одухотворенного, тонкого артиста. Нас с ним связывает большая общая работа — мой фильм «Лермонтов», где он исполнил роль Пушкина. Потом я его пригласил вести актерское мастерство в моей режиссерской мастерской при ВГИКе, и там он прекрасно преподавал, очень много давая подрастающему поколению.Это артист очень больших возможностей, которому была подвластна энергия высоких чувств, он достигал настоящих духовных высот в своих ролях. Конечно, его смерть — большая утрата. Но он останется в своих ролях — как в кино, так и на театральной сцене, потому что они не забудутся.


Борис Плотников в роли А.С. Пушкина в фильме «Лермонтов», 1986 год

Плотников и в жизни оставался кристальным образцом безукоризненной честности и чистоты. «Как у человека у него надо учиться личному достоинству и достоинству в профессии, уважению к людям и себе самому. Он никогда не позволяет себе повышать голос, его поведение очень аристократично. При этом он обладает превосходным умом (а умные артисты-мужчины — большая редкость)», — говорила о нем год назад, когда отмечалось 70-летие актера, народная артистка РФ Евгения Добровольская. Сам юбиляр, как и всегда, предпочел остаться в тени. Вслед за своим героем (и тезкой, кстати) Сотниковым Плотников мог с уверенностью сказать о себе: «Главное — по совести с самим собой». В этом он всегда был абсолютно безупречен.

Сам актер, кажется, никогда не отчаивался, точно зная, что уныние — грех. «Читайте Евангелие, оно дурному не научит, — часто цитировал он любимую бабушку. — У нее пенсия была пять рублей. Но я помню, как полно, истинно жили эти люди. Что их держало? Евангелие, сказки и традиции предков…»

Борис Григорьевич Плотников скончался на 72-м году жизни 2 декабря 2020 от пневмонии, вызванной коронавирусной инфекцией. Последнюю неделю находился на аппарате ИВЛ.


Актер Борис Плотников в роли сэра Лоренса Уоргрейва в сцене из спектакля «И никого не стало» по одноименной пьесе Агаты Кристи в театре Олега Табакова в Москве, август 2020 года

Tags: кино, некролог, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment