tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
tverdyi_znak
tverdyi_znak

Categories:

Казанский собор и церковь св. вмч. Варвары в Рязани



Казанский Явленский женский монастырь (Затинная улица)

О Казанском Явленском женском монастыре в Рязани - дни минувшие и день сегодняшний.
В этом году в монастыре Казанской иконы Божией Матери праздник – исполняется 140 лет главному собору обители, который был построен в 1870 году

На Затинной улице, в противоположной стороне от Входоиерусалимской церкви до 1917 года весь уличный квартал занимал необыкновенной красоты старинный Казанский Явленский женский монастырь.


Подворье Казанского Явленского женского монастыря в городе Рязани до 1917 года


Казанский Явленский женский монастырь (в народе «Девичий монастырь») основан первоначально был на холме у места слияния вод речек Лыбедь и Трубеж в 1500-х годах. Тогда город Рязань назывался ещё Переяславлем Рязанским и был так мал, что весь умещался на этой возвышенности, именовавшейся Архиерейским взгорьем.
По преданию, городская Явленская улочка вела к Казанскому женскому монастырю от деревянного Глебовского (ныне каменного) моста, проходя между Архангельским собором и Спасским мужским монастырём, тоже издревле располагавшемся на Архиерейской возвышенности.
Явленскими называли церкви и монастыри, которые воздвигали на месте явления чудотворных икон, справедливо связывая обретение их с Божиим Промыслом, как и явление чудотворной иконы Божией Матери Казанской в Переяславле Рязанском.

Казанский Явленский женский монастырь на Архиерейском взгорье (по описанию Рязанской духовной консистории 1780 года) был третьего разряда, общежительный. Обнесён был деревянной оградой с двумя вратами. Церковь женского монастыря во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца устроена была каменной в 1699-1700 годах митрополитом Авраамием.
С двух сторон женский монастырь прилегал к зданию Архиерейского дома, третьей стороной граничил с владельческими дворами, четвертой стороной выходил к упомянутой Явленской улице. Монастырь управлялся игуменьей. Монахини проживали в 15 келиях, устроенных «своекоштно», то-есть на собственные монастырские средства

2. Чудотворный образ Казанской Божией Матери

При описании имущества Казанского Явленского женского монастыря в 1801 году о любовно сохраняемой в Казанской церкви явленной «Казанской» иконе Богородицы упоминалось следующее:
«По левую сторону от царских врат образ Казанския Божия Матере, на ней венец сребреной позлащенной. На венце корона ... с разными каменьями сребреная позлащенная чеканная. На короне изображены три светлых малых образов сребренных, которыя обвязаны вокруг жемчугом крупным и мелким. Убрус и риза вынизана жемчугом средним и мелким, камушками красными и зелёными, а на предвечном Младенце корона сребрянная с разными камушками малая да ещё две нитки жемчугу мелкаго на лентачке да двоя серег стразовых ободняго подвесочные со сыпью, состоит же оной образ в доске написанном с чудесами, на которой риза сребренная кованая, у онаго образа привесу три креста, каменныя обложены по концам серебром. Ещё крест кастеной и обло-жену серебром, пред тем образом лампада медная полужена оловом».

В 1814 году приписано: «...по указу Его Высокопреосвященства Феофилакта Архиепископа, риза сребренная переделана вновь. Венец зделан с разными каменьями, так же и на полях с разными каменьями. На Божией Матери и на Спасителе ризы вынизаны жемчугом, серьги, кои были привешены, употреблены на венец. Жемчуга девятнатцать золотников».

В 1890 году «Рязанские епархиальные ведомости» сообщали об иконе Божией Матери Казанской: «...Храмовая икона, чудотворная, Казанской Божией Матери, мерой в 6 вершков; оплечья и венцы серебр. 84 пр., вызолоченные, убрус и риза Богоматери с предвечным Младенцем вышиты из жемчуга разного сорта; на убрусе и на ризе две звезды из бриллиантов, алмазов, аметистов и бирюзы; вверху венца корона, украшенная топазами и аметистами. Всех камней в ризе и в венцах 506. Икона вложена в бронзовую, вызолоченную чрез огонь киоту, с стеклом; а вокруг сей последней изображены на доске чудеса от иконы Казанской Божией Матери; на сих изображениях серебряная 84 пробы риза, весом 8 фун. 81 золотник. На крае ризы вычиканена следующая надпись: «Сия риза сделана усердием рязанскаго девичь-яго монастыря игумений Евгении 1870 г. апреля 4 дня».

В народе образ Казанской Божией Матери всегда почитался как чудотворная православная святыня. Сохранились и некоторые письменные свидетельства о сём, как «Дело об исцелении от слепоты Рязанского уезда села Казари Государственной крестьянки Евдокии Ивановой» 1845 года (архив ГАРО), подтверждённое местными крестьянами, врачом и благочинным округа.

О другом чуде от Казанской иконы Богородицы в 1849 году свидетельствует святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский и Зарайский. При посещении им церкви в селе Благих Раненбургского уезда (ныне Липецкой обл.) в имении Е.В. фон-дер-Пален, при входе святителя в церковь крестьянин Порфирий Никитин сняв с себя кафтан расстелил его пред владыкой.
От него архипастырь узнал, что этот крепостной графини в 30 лет получив страшную болезнь не мог ходить, а только ползал на руках и коленях. Получил чудесное исцеление, молясь поочерёдно в течение шести недель перед иконой Божией Матери Казанского девичьего монастыря и мощами свт. Василия Рязанского. Когда после того «...диакон стал окроплять согбенные ноги его святою водою, то в них произошло необыкновенное и сильное сотрясение, согбенность их ослабла и исправилась, оказалась в них теплота и жизнь, и он в то же время мог, хотя не твёрдо, стоять на ногах своих и при помощи других дошёл до квартиры.
После сего ходил несколько дней с помощью костылей и по совершенном укреплении ног его ходил без костылей в монастырь и собор и пошёл в дом свой благодаря Господа, Матери Божией Казанской и святителя Василия».

3. Перенесение действий Казанского женского монастыря ко Владимирскому въезду в г.Рязань. 1786- 1870гг.

В 1778 году город Переяславль Рязанский переименован был в город Рязань указом русской Императрицы Екатерины II и стал центром Рязанской губернии. В 1782 году Императрица Екатерина II утвердила генеральный план застройки города Рязани, которому следовали в городе вплоть до 1917 года.

С планом развития Рязани после 1782 года связано было новое размежевание городских земель. В результате в 1786 году Казанский Явленский женский монастырь упразднён был на Архиерейском взгорье и вновь устроен у Вознесенской церкви, что стояла по въезде в город Рязань с Владимирского гужевого тракта «в Новинках» (где ныне Затинная улица).


Казанский явленский женский монастырь. Рязань, 1904 г.

Перемещение Казанского Явленского женского монастыря на новое место связано с именем рязанского архипастыря Симона (Лагова). Поскольку Казанский женский монастырь располагался у самых стен Архиерейского дома и Спасского мужского монастыря, то во время пожаров (они случались в городе на Архиерейском взгорье) мог пострадать и Казанский.

Это тесное соседство грозило большими бедами. Потому и решил управлявший Рязанской епархией епископ Симон (Лагов) переместить Казанскую женскую обитель на новое место.

Окраинные городские земли возле недавно устроенной здесь Вознесенской церкви, которые выбрал для женского монастыря епископ Симон (Лагов) частично заняты были тогда обывательскими усадьбами и наместник-правитель Рязанской, Тульской и Калужской губерний генера-поручик М.Н.Кречетников не желал ущемлять частные владения и передавать это место во владение Рязанской епархии.
Однако владыка Симон (Лагов) с Божией помощью настоял на своём, Казанский Явленский женский монастырь был перемещён из Рязанского кремля и занял обширную усадьбу возле въезда в город с Владимирского тракта и вдоль Затинной улицы. Земли для монастыря уступлены были ктитором Вознесенской церкви купцом Ипатьевым.
И монахиням Казанского монастыря не хотелось переселяться из давно обжитого «центра» на окраину города! Писали жалобу в епархиальное управление, опасаясь, что «...если переселиться, то и едва насущный себе хлеб иметь будем... уже все принуждены будем скитаться по миру и питаться Христовым именем...».
Тогда монахини не понимали ещё, какое великое благо для Казанского женского монастыря было сделано прозорливым епископом Симоном (Лаговым). Благодаря переносу и обустройству женского монастыря на обширной территории собственной усадьбы, он превратился со временем в крупный и очень почитаемый гражданами духовный центр города Рязани.
А тогда, вскоре после переселения монастыря, в 1788 году при настоятельнице игумений Евгении произошло освящение (незадолго до монастырских событий устроенной) Вознесенской церкви во имя явленной «Казанской» иконы Божией Матери, которая хранилась теперь в этом храме.

Образ «Вознесения Господня» после переименования храма также остался на своём месте в иконостасе, а чтение тропарей праздничных, по повелению владыки Симона (Лагова) совершалось так, будто храм был освящён во имя двух праздников.
Со временем в храме устроены были приделы в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя сщмч. Харлампия, а над Святыми вратами воздвигнута и в 1803 году освящена церковь в честь святой великомученицы Варвары.
К 1870 году старый храм Казанского женского монастыря, простояв около ста лет, сильно обветшал. Решено было его разобрать, а годные материалы употребить на постройку нового Казанского собора и надвратной церкви во имя свт. вмч. Варвары

4. Казанский Явленский женский монастырь на Владимирской - Затинной улицах г. Рязани. 1870 -1917 гг.

Казанский собор

По въезде в город Рязань до 1917 года с Владимирского гужевого тракта, - от плашкоутной переправы реки Оки виднелись уже разновеликие купола Казанского собора и оригинально совмещённый с квадратной звонницей купол надвратной церкви свт.вмч. Варвары, что располагались в середине усадьбы Казанского Явленского женского монастыря.

Монастырская усадьба, огороженная по сторонам кирпичной стеною с угловыми башнями, в этой северной окраине города занимала целый квартал между Владимирской (Свободы), Затинной, Вознесенской и Монастырской (Фурманова) улицами и помимо великолепных двух храмов изобиловала многочисленными жилыми и хозяйственными постройками.


Казанский собор

Монументальное просторное здание Казанского собора, сохранившееся поныне, возведено было алтарной стороной к Затинной улице в 1870 году губернским архитектором Дмитрием Григорьевичем Канищевым на месте обветшалой Вознесенской церкви.

Средства на возведение храма (монастырских сооружений и прочего в разное время) жертвовали: настоятельница женского монастыря игуменья Евгения, московский купец Никанор Суворов, другие в большинстве безвестные теперь благотворители женской обители, среди которых надворный советник Ф.Н.Стерлигов, дворянка А.И.Трескина, монахини Елисавета и Палладия, протоиерей Дм. Правдин, купцы Осминин, СА.Живаго, В.Н.Рюмина.


Казанский собор, наши дни

Старинной кирпичной кладки, со вставками белого камня, величественный Казанский соборный храм с двумя главами - великолепное сооружение, подстать Успенскому кафедральному собору Рязанского кремля.

В архивных документах о Казанском храме сказано: «... стены выложены сплошной кладкою и обелены (снаружи) известью, кровля покрыта чёрным железом и окрашена белилами на масле. Кресты на главах прорезные, вызолоченные, утверждены в вызолоченных яблоках. Окна продолговатые в 3 света, с полукружиями вверху. На южную и северную стороны - по одному итальянскому окну». Обрешечены художественной ковкой. Равно металлической резьбою украшены боковые восточные и западные врата.
Внутри храма стены трапезного и алтарного залов отделаны были «под мрамор», полы выложены плитами подольского жёлтого мрамора. Из центров обоих купольных сводов к низу спускались паникадила на стальных цепях, дававшие много света.

По стенам и высоким купольным сводам сделаны изумительной работы росписи «живописного письма на масле» с изображениями святых сюжетов. Автор росписей пока неизвестен, но по стилю проникновенного письма на грани художественной живописи и строгих церковных канонов - им вполне мог быть выпускник Императорской Петербургской Академии художеств выдающийся мастер церковной живописи Н.В.Шумов, уроженец рязанского села Солотчи, проживавший в 1857 - 1904 годах в Рязани и державший собственную иконописную мастерскую с талантливыми подмастерьями.

Н.В.Шумов был широко известен изумительными живописными работами на церковные темы не только Рязанской губернии, но и всей православной России и за границей. Мастерская его всегда была завалена заказами, он легко мог сделать огромное состояние, но до конца жизни оставался бессребреником, брал за работы ровно столько, чтобы содержать лишь семью и своих мастеровых. Писать же росписи в Рязанских храмах, как посчастливилось ему в Христорождественском и Свято-Владимирском, он почитал за особую честь.

Главный престол Казанского собора устроен был в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери - Хранительницы и Заступницы нашего Отечества. В храме были приделы: во имя сщмч. Харлампия и другой во имя прп. Сергия Радонежского.
В Казанском храме, под алтарным сводом высились три золоченных иконостаса, чрезвычайно богато украшенные. В главном трёхъярусном - особо почитаемая чудотворная явленая Казанская икона Божией Матери с предвечным Младенцем.
Некоторые иконы в этом храме были писаны выпускниками Императорской Петербургской Академии художеств Н.В. Шумовым и профессором Живаго, имевшим рязанские корни.
Казанский собор женского Явленского монастыря отапливался посредством «духовой печи Амосова», установленной в подвальном этаже.

Торжественно освящён храм в честь «Казанской» иконы Божией Матери был 16 августа 1870 года архиепископом Алексием (Ржаницыным).

Надвратная свт. вмч. Варвары церковь - звонница

В архитектурном ансамбле Казанского Явленского женского монастыря Надвратная церковь-звонница в честь свт.вмч. Варвары расположена напротив Казанской церкви, фасадом выходит на середину Монастырской (Фурманова) улицы. Здесь был главный вход в женский монастырь, а пройти ко входу можно было от перекрёстка Монастырской (Фурманова) и Владимирской (Свободы) улиц или от противоположного перекрёстка Монастырской и Вознесенской улиц города вдоль стены-ограды женского монастыря.

Уникальной архитектуры, не похожая ни на какую другую в Рязани, церковь свт.вмч. Варвары, совмещенная с квадратным ярусом колокольни, увенчанная главкой с православным крестом, высилась до 1917 года над северной стороной города и видна была с "Астраханской" его части и с кремлёвского земляного вала "Московской" стороны Рязани, и конечно, очень приметна была с заливных лугов, от разводного моста через реку Оку.


Надвратная церковь-звонница святой великомученицы Варвары
в Казанском женском монастыре. г. Рязань, 1904 г.


Выстроена и освящена церковь свт. вмч.Варвары была в 1870 году, а изящный белый ярус звонницы над ней - в 1872 году.
В церкви установлен был двухъярусный деревянный резной иконостас позолоченный с живописными иконами. Церковь была малой вместимости и "холодная" - не отапливалась зимой, потому службы в ней проводились редко и только летом.

В колокольне над церковью подвешено было 10 старинных колоколов, изготовленных по заказам специально для Казанской женской обители, в том числе большие колокола: Праздничный, Воскресный, Полиелейный, Будничный - именные, с дарственными женскому монастырю надписями.
Главный «Праздничный» колокол - весил 414 пудов (6,62 т) и был вторым по весу в городе после 500 - пудового (8,19 т) исполина на Соборной колокольне кремля.
На Праздничном колоколе рядом с изображением святых хорошо читалась старинная надпись:
"По благословению преосвященнаго Алексия, архиепископа Рязанскаго, попечением игуменьи Евгении, вылить сей коло к олъ во славу Во -жию, въ Рязанскш КазанскшЯвленскш монастырь 31 января 1875 года въ Москве, на заводе почётнаго гражданина Димитрия Николаевича Самгина. Весу 414 пудовъ 30 фунтовъ".

Полиелейный колокол тоже имел изображения святых и памятную надпись:
"Во славу Божию вылить сей колоколъ во градъ Рязань, въ святую Казанскую Явленскую девичью обитель на пожертвования благотворителей, при настоятельнице оной игуменьи Екатерине, по бла-гословлению Рязанскаго архиепископа Гавршла въ 1851 г. 10 мая въ Москве на заводе почётнаго гражданина Димитрия Николаевича Самгина. Весу 210 пудовъ 35 фунтовъ ".

Будничный колокол весил 39 пудов, остальные колокола меньшего веса.

Казанский Явленский женский монастырь, 1-разряда к 1917 году, радением сестёр-монахинь, которых приютил он к тому времени числом до 300 душ процветал. Монастырский капитал в банке составлял 94700 рублей. В пределах ограды женского монастыря, кроме Казанского собора и Надвратной церкви свт.вмч. Варвары располагались ещё до 40 различных строений.

Среди них здания: швейной мастерской, свечного производства, больницы, детского приюта для девочек, 4-классного училища, библиотеки-читальни, гостиницы (на углу Монастырской и Вознесенской улиц), богадельни, корпусов сестер-монахинь, пекарни, бани, конюшни, коровника, амбаров и других хозяйственных построек, а также монастырский сад (в стороне Владимирской-Свободы улиц) и некрополь в противоположной стороне монастырской усадьбы.

Церковь святой великомученицы Варвары (приспособленной под жилой дом)
на Монастырской (Фурманова) улице, наши дни.



5. Некрополь Казанского Явленского женского монастыря

Значительную часть территории Казанского жен-скоого монастыря, к стороне Вознесенской улицы занимал до 1917 года очень престижный Казанский некрополь, где кроме настоятельниц и монахинь покоились останки некоторых дарителей и почетных граждан города.

Среди них известных в Рязани фамилий прошлых лет: графа М.Д.Бутурлина - потомка русского воеводы, присоединившегося к ополчению К.З.Минина и Д.М.Пожарского; действительного статского советника, рязанского губернатора П.С.Кожина; действительного статского советника, председателя Рязанской казённой палаты, поэта, государственного и общественного деятеля, Рязанского вице-губернатора, брата сенатора - Н.М.Княжевича, скончавшегося в 1852 году в Вене, но тело которого было перевезено на родину и погребено в монастыре; известного рязанского мецената М.А.Живаго; родственницы устроителя Успенского кафедрального собора в Рязани С.Н.Бухвостовой и многих других.

Самая ранняя могила Казанского некрополя (сохранявшаяся на 1915 год) относилась к 1793 году. А всего к 1917 году числилось в монастырском некрополе до 200 захоронений. Несколько таковых сохранялись почитаемыми непосредственно у стен Казанского собора и возле Алтаря.

Казанское кладбище содержалось в то время значительно лучше других городских, как и можно было ожидать, ибо красота и аккуратный вид некрополя немыслимы при плохом состоянии находящихся на нём памятников и других ритуальных сооружений. Захоронения на Казанском кладбище осуществлялись с 1793 по 1919 годы.

После захвата власти в городе Рязани большевиками-ленинцами в 1917 году Казанский некрополь подвергся тотальному осквернению и разрушению.

6. Казанский Явленский женский монастырь в г. Рязани после событий 1917 г.
После государственного переворота в октябре 1917 года в Российской империи, когда повсеместно закрывались церкви и монастыри, а имущество их разворовывалось новыми властями и их пособниками Казанский Явленский женский монастырь в городе Рязани пострадал одним из первых.

В 1917 -1918 годы имущество монастыря (в т.ч иконы и колокола) было реквизировано. К суду Ревтрибунала привлечена игуменья за «попытку самосуда над представителем власти», который по очередному ордеру Губсовета в июле 1918 года прибыл в женский монастырь для реквизиции последней лошади, сбруи, телеги и начал делать опись имущества.

Возмущённые монахини зазвонили в колокола, на шум сбежались окрестные жители, тогда-то едва и не устроили над рьяным «уполномоченным» самосуд, после чего тот обратился за помощью в потакавшие беззаконию большевиков органы Ревтрибунала.

В августе 1919 года власти стали окончательно выселять весь Казанский женский монастырь. Вместе с монахинями был ликвидирован госпиталь для излечения воинов Русской армии, располагавшийся в монастырской больнице с начала Первой мировой войны 1914- 1918 годов, упразднены эпидемический барак и школа кружевниц.

В ограде Казанского женского монастыря в зданиях новые власти на несколько лет устроили Губернский концлагерь изоляции, дознания и принудительных работ для тысяч «нетрудовых элементов», согнанных и свезённых со всех закоулков губернии, где карательные органы большевистской власти ЧК-ОГПУ в 1919 -1922 годах пытали и уничтожали уважаемых до 1917 года людей всех сословий, обвинённых в «контреволюции и саботаже властям».


Угловая башня ограды Казанского монастыря

Очевидец тех событий, член Рязанской Учёной архивной комиссии (действовавшей в Рязани в 1884-1917 годах) С.Д.Яхонтов сам побывавший в тюрьме большевиков вспоминал о рязанском Губернском концлагкре в женском монастыре:

«... Славился у нас монастырь своим пением, диаконами... Монастырь богатый, праздники задавал архиереям... Храм прекрасный, больница, школа для сирот, рукодельная мастерская, приют, убранное кладбище... И вот налетел (большевистский) шквал. Монастырь был реквизирован и обращен в концентрационный лагерь. Не один раз я из окна губархива видел, как гонят стада захваченных «контреволюционеров», идут грязные, оборванные, а то прилично одетые, священники, офицеры, крестьяне, купцы, и т.п.... Жутко становилось на душе при созерцании этой картины...».

Позже разорённый женский монастырь отдан был под колонию беспризорников. В Казанском соборе с порушенными православными крестами и выломанным трёъярусном иконостасом одно время размещался клуб красноармейцев с «театром». Алтарь был обращен в кулисы и парикмахерскую для «артистов». Под сводом трапезного купола в Казанском соборе до 2006 года сохранялись «революционные картинки» 1920-х годов,-рабочий молотобоец,уничтожающий «гидру» и красноармеец на коне, грубо намалёванные на святых изображениях половой коричневой краской.

Здания монастыря от небрежения и варварства разрушались. В монастыре поселился всякий сброд. Нашли себе пристанище даже цыгане, которые прямо на деревянном полу в корпусе свечного завода жгли костры и жарили кур. Большой деревянный дом игуменьи был сожжён дотла. Во многих монастырских здания всё было разобрано по кирпичикам.

Мраморные плиты пола в алтарном зале Казанского собора были взломаны и расхищены, варвары искали захоронения благодетельницы монастыря - Мас-ловой и других, искали золото. Взорвали солею, гроб под нею вскрыли. Ничего не нашли - и пошли грабить другие могилы в монастырском некрополе.

Вскоре и кирпичную 700-метровую монастырсую ограду по периметру Казанского женского монастыря и угловые её башни городские власти начали разбирать (а прочий люд воровать) на сооружение построек Горсовхоза (располагавшегося землями до 1960-х годов в квартале между Ряжской-Есенина и Касимовской-Фирсова улицами).
На месте монастырского сада по стороне Владимирской (Свободы) улицы в 1930-е годы выстроено здание швейной фабрики, основу которой положили монастырские швейные мастерские.

Ещё в 1924 году хранитель губернского архива С.Д.Яхонтов предлагал новым властям отдать весь комплекс Казанского женского монастыря под устройство и сохранение архивных документов для истории, справедливо полагая, что тем самым удасть-ся сберечь и храмовые здания Казанского собора и Надвратной церкви свт.вмч. Варвары от окончательного разрушения. Долго обивал пороги разных советских учреждений. Он всё-таки добился передачи здания Казанского собора под архив и тогда же заметил, что лики святых на стенах храма стали проявляться из-под известковой побелки, которой их после 1917 года напех замазали.

Когда С.Д.Яхонтов водворился в монастыре со своим губернским архивом, стал наводить порядок, что-то ремонтировать в Казанском соборе, бывшие монахини помогали размещать архив в храме, быть может и они верили, что архив этот с помощью Господа сохранит хотя бы Казанский собор для будущих поколений.
Так оно и случилось! Осенью 2005 года Казанский собор и часть бывшей территории Казанского Явленского женского монастыря спустя 85 лет вновь обретены Рязанской епархией.

7. Судьба чудотворной иконы Казанской Божией Матери


Когда в 1918 году новые власти закрывали Казанский Явленский женский монастырь, монахини, причт и церковный Совет его обратились в Рязанскую епархию к временно управляющему преосвященному Митрофану, епископу Михайловскому, с просьбой перенести чудотворный «Казанский» образ Божией Матери в Воскресенский храм, что располагался недалеко, на теперешней площади Свободы.
Преосвященный Митрофан наложил резолюцию на прошении: «18 марта 1920 года. Прихожанам Воскресенской города Рязани церкви благословляет хранить вместе с прочим монастырским богослужебным и ризничным имуществом Казанского монастыря и св. икону Казанской Божией Матери».

Икона была туда перенесена, что документально подтверждается подписью протоиереев Сергия Соколова и Александра Климентовского. Воскресенская церковь была закрыта Постановлением Президиума Мосгорисполкома от 17.09.1935 года (Воскре
сенская церковь разрушена полностью в 1954 году). О дальнейшей судьбе иконы Казанской Богоматери С.Д.Яхонтов замечает (в записях «Моё бытование после тюрьмы. 1930-1938 гг.»): «Икону Богоматери Казанскую перенесли к Вознесению».
Вознесенская церковь находится на пересечении Подгорной и Воскресенской улиц города Рязани, однако и она вскоре после того была закрыта (в ней до 1990-х годов размещалась Автошкола ДОСААФ).

В других воспоминаниях С.Д.Яхонтов пишет, что отбирал для Губмузея вещи интересные для истории и православные реликвии: «...я ходил по всему храму и отбирал иконы и утварь старинную... Я изъял считавшуюся чудотворною икону Казанской Божией Матери и ризы из драгоценных камней и копию с неё в дорогой жемчужной ризе». На все принятые ценности С.Д.Яхонтов составил акты. Взял в Губмузей и монастырскую библиотеку.

Из всего вышеприведённого видно, что на 1917 год существовал ещё список (копия) с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Но не ясно, копия или подлинник этой чудотворной иконы были переданы в Воскресенский, затем в Вознесенский храмы, а также взяты С.Д.Яхонтовым в Губмузей, ибо по его воспоминаниям - копия чудотворной «Казанской» иконы Божией Матери была передана в «Госфонд».

Где ныне находятся подлинная чудотворная икона Казанской Божией Матери и список с неё?
Есть сведения, что одна из них, а именно старинная «явленая» когда-то рязанцам, ныне без ризы, находится на сохранении в одном из рязанских монастырей и непременно будет передана Казанскому собору, как только в нём возобновятся службы.

В октябре 2005 года часть территории бывшей усадьбы Казанского Явленского женского монастыря, спустя 85 лет надругательства и разграбления советской властью, вновь передана Рязанской епархии; церкви Казанская и свт. вмч. Варвары подлежат восстановлению.
Кирпичная ограда монастыря сохранилась лишь со стороны Вознесенской улицы, и единственная оставшаяся угловая её башенка у перекрёстка Воз-несенской-Затинной улиц тоже полуразрушена.
Со стороны Монастырской (Фурманова) улицы остатки выщербленной стены кирпичной ограды разрушены почти до основания. Престижный в прошлом Некрополь монастырский за оставшейся оградой совершенно разорён, замусорен, зарос кустарником.
Разворованы старинные памятники, могильные кресты и плиты. Ничто не напоминает уже о покоящихся здесь известных когда-то рязанцах.
Жилые корпуса монахинь, здания училища, больницы, хозяйственных служб в бывшем монастыре заняты различными конторами и сильно обветшали.
Надвратная церковь-звонница свт. вмч. Варвары по Монастырской (Фурманова, 58) улице после 1917 года стоит неузнаваемая, - без православного креста, со снесённым ярусом колокольни, внутри без иконостаса, - приспособлена властями под жилой дом.

Также обезглавлен, без православных крестов с протекающей крышей стоит обветшалый Казанский собор. С 1926 года по 2006 годы в холоде и сырости (отопительные печи Амосова украдены) он хранил бесценный дореволюционный архив Рязанской губернии. Архив ныне вывезен в специальное здание.
Благодаря архивным документам, десятилетия заполнявшим Казанский собор доверху, уцелело кирпичное здание храма. Его теперь восстановят. И святые росписи на внутренних стенах алтаря теперь окончательно проявились! Господь радуется вместе с нами!

В 2007 году Казанский собор усилиями Рязанской епархии начал возобновляться, вновь обрёл высокий купол с православным крестом над алтарной частью. В заново освящённом храме возобновились службы.

История Рязанского края: Церкви и монастыри на рязанских улицах (ныне существующие и упразднённые)

Современное состояние обители
В 2006 году по ходатайству архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено возрождение монашеской жизни Казанского женского монастыря в городе Рязани. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Любовь (Бойкова).
6 января 2007 года по благословению архиепископа Павла игуменом Игнатием (Депутатовым) было совершено малое освящение алтаря в Казанском соборе.
7 января 2007 в праздник Рождества Христова была совершена первая Божественная Литургия.
20 июля 2007 года и 17 декабря 2007 года купола Казанского собора вновь были увенчаны крестами, которые освятил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел.
В октябре 2007 года по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла в стенах Казанского женского монастыря открылось Рязанское Женское Епархиальное Духовное Училище. Здание, где раньше располагалось Рязанское Научное Реставрационное Управление, было передано Рязанской Епархии в безвозмездное пользование. 23 июня 2008 года настоятельницей Казанского женского монастыря была назначена монахиня Анна (Сычугова). 8 августа 2008 Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел передал обители чудотворный образ великомученика и целителя Пантелеимона. Икона была написана и освящена в XIX веке на святой горе Афон. После закрытия и разорения монастыря её хранили благочестивые прихожане. В настоящее время в Казанском храме монастыря ежедневно проходят богослужения. Продолжаются ремонтно-реставрационные работы.

Возможности принять паломников нет. Отсутствует гостиница и трапезная для паломников. На данное время в монастыре подвизаются две насельницы.
Сайт Рязанской Епархии




Кроме того, уважаемый dead_man  представил

Современные фотографии церкви-звонницы:





Рязань, сентябрь 2009
(с)копировал фотографии у dead_man 



 

Tags: Православие, Рязань, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments